«Картины народной жизни и природы в повести Н. В

Разделы: Литература

Цели: дать учащимся представление о страницах жизни Н.В.Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести «Ночь перед Рождеством», развивать речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • мультимедиаппаратура,
  • интерактивная доска,
  • видеофильм,
  • учебник литературы для 6 класса «Год после детства» и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • СD-диск с оперой Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Ход урока

I. Чтение эпиграфа.

Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» неведомого в Санкт-Петурбурге «пасичника Рудого Панько». Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу.

II. Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.

— Годы учебы в гимназии.

— Выход в свет «Вечеров :»

III. Беседа.

— В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Первое апреля — день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.

— Где родился писатель?

На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь.

— Выразительное чтение отрывка из повести «Сорочинская ярмарка» со слов «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» до слов «Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»

— Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

— Познакомимся с историей создания повести «Ночь перед Рождеством» (задание I.1 стр11 в рабочей тетради).

— Как вы поняли выражение «порядочно обработать»?

Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. «Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством» — тема нашего урока.

IV. Анализ текста.

Вы прочитали повесть «Ночь перед Рождеством».

— Понравилась вам повесть?

— Какие эпизоды вам запомнились и почему?

— Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).

— Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).

(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).

Какие слова вы не сразу поняли? Давайте вместе выясним их значение и заполним кроссворд.

  1. Праздничный обряд накануне Рождества.
  2. Каша с изюмом, подаваемая накануне Рождества.
  3. Дом
  4. Шапка с ушами.
  5. Вид женской обуви.

— С какой целью употребляет автор украинские слова и выражения в повести, написанной им на русском языке? (Для создания неповторимого национального колорита).

— Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит «колядовать»? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки — короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)

— А теперь послушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Как вы думаете, сумел ли композитор передать национальный колорит праздника?

— Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы — достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запиши ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради. (На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.)

— Посмотрите фрагмент фильма о встрече Вакулы с запорожцами.

— Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?

— Какова манера их речи?

— Как автор относится к своим героям? (Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).

— Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж становится средством выражения настроения автора, его состояния души.

— Прочитайте вслух описание ночи перед Рождеством

— Какой цвет в пейзаже доминирует? Какую обстановку создаёт этот цвет?

— Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь для описания ночи? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

(Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника — Рождения Иисуса Христа. В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Но вместе с тем в эту ночь злые силы — черт, ведьма — ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло.)

V. Домашнее задание.

Выполните задание III.1 из рабочей тетради.

Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.

VI. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их».

Картины народной жизни в романе

Быстро уходит в невозвратное прошлое жизнь коми деревни и ее жителей. В нашей республике не сохранилось ни одного населенного пункта в его первозданном виде. Облик современных сел – это отражение тех перемен, которые произошли с изменением уклада жизни крестьянства. В дома давно вошли паровое отопление, газ, электричество, современная мебель, положившие отпечатки на сельские застройки, архитектуру, а значит, их быт, нравы, культуру.

Многоэтажные жилые корпуса, коттеджи, культурный и торговый центр в современном исполнении из бетона

И эти преобразования неизбежны.
Тоска по старине, по старому укладу размеренной жизни иногда гложет сердце старого сельского жителя, где бы он ни был: в городе ли, в изменившемся селе… Не хочется, чтобы все старое забывалось. И вот уже возрождаются

Старшему поколению необходимо оставить память о себе потомкам.
Настоящим памятником о деревне, жизни коми крестьянства является роман В. Юхнина “Алая лента”. Великолепный знаток жизни коми дореволюционной деревни, он дал незабываемые картины жизни, быта, нравов, культуры коми народа. Юхнин показал, каков истинный коми крестьянин с его национальным характером.
Вместе с героями этого произведения мы оказываемся в старинном селе, которому писатель дает очень характерное название Важгорт, что по-русски означает Старый дом. Это коми название, а поэтому сел с таким названием много,
“Село Важгорт протянулось длинной цепочкой по вершине пологого косогорья, обращенного на юг. Внизу несла свои воды судоходная река, дугообразная пойма которой плавно огибала косогор. Тому, кто смотрел на село с противоположного берега, дома казались нанизанными на одну нитку бусами, окаймляющими поля, что раскинулись по склону”.
Это типичное описание коми села. Коми расселялись по берегам рек, которые были и дорогою, и средством пропитания. Все села обращены на юг, строятся на южной стороне косогоров. Коми село – это обычно одна длинная улица, связанная с рекой и солнцем.

Читать еще:  Видение отроку. Видение отроку варфоломею нестерова

Очень интересно расположение домов. Как правило, на самом высоком месте строились церкви, и с реки они были видны. Колокольный звон с этого места был слышен очень далеко.

Он звал людей на большие праздники, извещал о бедах. Вокруг церкви строили свои дома служители церкви, богатые люди, а также располагались школа, больница.
В. Юхнин крестьянские избы сравнивает с бусинками: “одни мелкие и серенькие” – дома бедняков, “другие покрупнее и посветлее” – принадлежат крестьянам среднего достатка, “третьи – еще крупнее, крашеные – белые и желтые” – в них живут богачи типа Сирвойтовых.
Вместе с автором посетим жилище коми крестьянина: “Изба Ошлаповых внутри ничем не отличалась от соседних. Из сеней сначала попадешь под полати. Большую половину этой части избы занимает русская печь, сбитая из глины. По бокам, вымазанным белой глиной, припечки, где обычно, сушатся портянки и рукавицы, рабочая одежда.

В переднем углу, под божницей – стол. Над окнами длинные полки, лавки, расположенные вдоль стен”.
Описывая крестьянскую избу, писатель останавливается на жизненно важных деталях ее интерьера: большая русская печь и полати.
У В. Юхнина печь глинобитная, позднее такие печи делались из кирпичей. Печь – это родной очаг, она кормила, обогревала, лечила. Вся крестьянская еда готовилась только в печке, здесь же готовили корм и для скотины.

Поэтому печь должна была быть большой, от нее и тепла в холодную зимнюю пору побольше. Печка всегда была особой заботой хозяйки, так как служила еще и украшением в крестьянской избе. Вторая важная деталь интерьера – полати.

Это как бы второй этаж при входе в жилое помещение из сеней. Между потолком и полатями высота не более метра. Вся жизнь крестьянской семьи проходила в одной комнате, редко в двух.

Полати делались с целью увеличения площади, предназначенной для отдыха и сна.
На полатях можно было отдохнуть в дневное время; в праздники дети устраивались там и наблюдали за весельем; на полатях “сумерничали”, рассказывали сказки, небылицы, байки. Именно здесь рождались самобытные произведения коми устного народного творчества.
Вчитываясь в страницы романа, мы можем дополнить описание крестьянской избы еще такой деталью: полы обычно были не крашены. К праздникам они скоблились до снежной белизны, как это делала Марфа.
В селе были и другие дома – дома богачей. Они отличались от крестьянских тем, что были крупные, крашеные: “здесь все было выкрашено – пол, лавки, брусья под полатями. Стены оклеены обоями в синий цветочек.

Предпечье закрыто от постороннего глаза шкафом и ситцевой занавеской. На стенах картины”. В этом доме тоже были полати, но они только для традиции, тяготенье к крестьянскому быту.

Недостатка в жилой площади не было, так как дом был двухэтажный. И краски, и ситцевые занавески могли позволить себе только такие, как Сирвойтовых.
Половина жизни у коми крестьянина связана с охотой. В ряде мест это основной промысел, который приносил доходы – деньги. Жизнь в охотничьей избушке должна была обеспечить охотнику отдых после тяжелого дневного труда, восстановить силы, сделать запасы на будущее. Вот почему так продумано до мелочей все в обустройстве охотничьей избушки.

Если бы забрел сюда человек, он смог бы подкрепиться и отдохнуть.
Недалеко от избушки, почти в лесной чаще, было хранилище для хлеба, соли, мяса убитых зверей, дичи, а также для всяких охотничьих припасов. Это была своего рода кладовая, только сооруженная на высоких столбах, чтобы не могли проникнуть туда ни мышь, ни медведь, никакая тварь – ни ползающая, ни летающая.
Вчитываясь в страницы романа, заинтересовало нас такое предложение: “За столбами у крыльца, там, где начинался сарай, у стены стояли березовые кряжи – на лучину”. Автор обращает наше внимание на то, что основным источником света у крестьян была лучина, которую заготавливали на всю зиму. В каждом доме имелся светец, т. е. подставка под лучину.
Жизнь народа, его культура отражается и в одежде.
В. Юхнин немного рассказывал о деталях одежды. Но из романа мы узнаем, что коми женщины редко носили платья. На купчихе кашемировый сарафан и шелковая кофта – она это может себе позволить.

Есть праздничный наряд и Марфы, который она надевает по праздникам и в церковь.
Необходимо отметить, что сарафан, кофта, головной убор типичны и для русских женщин. Отличают их украшения, которыми дополняется сарафан, кофта, пояс: вышивки, кружева, различные орнаменты, фасон.
Коми женщина на людях редко появлялась простоволосая. На голове купчихи – кокошник, богатый женский убор, на крестьянке – пестрый платок.
Дореволюционная деревня имела тесные связи с городом. Поэтому влияние города сказывалось на мужской одежде: сапоги, пиджак, картуз, обычная одежда городского рабочего человека, легко перенималась крестьянской молодежью.
Рабочая одежда коми крестьянина носила отпечаток трудовой деятельности. Охотник на охоту не мог пойти в картузе, пиджаке и обычных сапогах. Для охоты была специальная одежда. Войлочные шляпы, домотканые сукманы, плечи которых обшиты кожей, кожаные пимы.

Так были одеты Михаил и Илья во время охоты.
Одежда для девушки и парня много значила, из-за нее подряжались на работу, зарабатывали деньги. Многие стеснялись ходить на гуляния до тех пор, пока не заведут соответствующую праздничную одежду.
Говоря о крестьянской жизни, нельзя не сказать и об особенностях коми национальной кухни, которые объясняются климатическими условиями, связью с внешней средой, урожаями или неурожаями и нравственно – бытовым укладом народа.
Коми крестьянин – это земледелец и охотник, то есть человек, связанный с родной природой. Свой хлеб, своя картошка! Значительное место занимают овощи: брюква, капуста, репа. Современные сельские жители выращивают другие овощи: морковь, помидоры, свеклу, огурцы, кабачки и т. д.
Лес в жизни коми народа – важный источник питания. Это он давал еду и лакомство.
Сбором ягод и грибов занимались в основном женщины и делали запасы на всю зиму. Соперничали с ними и мужчины: “Котомку за котомкой тащили с дичью, возвращаясь с лесной тропы”.
В реках ловилась рыба.
Очень часто бывали неурожайные годы, когда не вызревал хлеб, ранние заморозки сводили на нет все усилия крестьян в земледелии.
В романе показано, что большинство крестьян стоически переносят голод, извлекают из окружающей природы все, чтобы продержаться, сохранить скот и семена: рыба, съедобные травы и пихтовая кора – кач.
Крестьянский стол целиком “вырастал” на том, что росло на вспаханной полосе земли, что родилось в лесу и в воде.
Праздники очень влияли на характер еды. Как правило, к празднику готовили пиво, сваренное из солода, не хмельное. Праздничный стол был богат дарами земли, леса, воды, приготовленными умелыми руками хозяйки.

Читать еще:  Милая подборка картинок и цитат про любимую маму.

Здесь и печеные изделия, и жареные, и вареные.
Молоко было в большом почете у коми народа. “На праздничный стол Марфа выставила молоко с морошкой, с малиной, молочный кисель”. Есть очень интересная деталь в описании и подготовке к праздникам – “…Сколько недель ложки молока не хлебнули – все масло копили”. В старину молоко хлебали ложками из общей чашки.
О высокой культуре народа говорит такой факт, что в праздники старались не напиваться, готовили нехмельное пиво, вино подавали в маленьких рюмочках, стол накрывали обязательно белой скатертью.
В коми деревне в праздники в дом могли зайти, кроме званых гостей, соседи, нищие, проезжие и т. д. Было принято угощать всех, кто бы ни зашел в дом в праздничный день. Гостеприимство – одно из качеств коми национального характера.
Церковь широко пропагандировала пост, нарушение его считалось большим грехом. Глубоко верующий коми народ редко нарушал христианские заветы, только исключительные случаи заставляли его отступиться от нравственно – этических норм: “Бог в грех не поставит, хоть нынче и пост. Не за себя, из – за ребенка на душу грех возьму”, – испуганно решила про себя Марфа. Ожидание ребенка в коми семье было большим событием.

Поэтому В. Юхнин позволяет своей любимой героине Марфе взять на себя грех и дать молока жене сына Михаила – Кате.
Чтобы полнее показать народный характер в его обобщенном виде, автор в своем романе не обходит стороной народные обычаи, обряды и нравы коми села.
В главе “День покрова – охотничий праздник” подробно описывается престольный праздник в селе.
Праздники отмечались богатым угощением, гостеприимством.
Во время праздников после чарки вина расковываются крестьянские души, какой талант таится в загрубелых от тяжелого труда мужиках и бабах. А пели – то как! Перед нами многоголосый хор. Где крестьяне так научились петь?

Песня обычно сопровождает весь крестьянский труд, она помогает в нелегкой женской доле и непосильной мужской работе.
Ни один праздник не обходится без плясок, без музыки. Удаль, талант, широкая душа, умение веселиться и радоваться жизни – все передано было в танце Аксиньи и подхвативших ее мужиков, участников праздника.
Коми сельский праздник, начавшись с застолья, переходил на улицу. Одни отплясывали кадриль, другие пели, третьи просто дурачились и грызли кедровые орешки.
Ни один праздник не обходился также без бытовых сцен, в которых полнее раскрывался народный характер. Например, состязание двух силачей, Мирона и Петрована. Показ силы
принародно мог обернуться и дракой.
Самый драматизированный обряд – свадьба. Автор подмечает все: и выбор невесты, и сватовство, девичник и девичьи причитания, и свадебный пир. Родители смотрели на свадьбу как на продолжение жизни, самое обыденное дело.

А для этого нужен был достаток, приданое, а больше всего умение работать. Вмешательство родителей часто оборачивалось трагедией для девушки – невесты.
Писатель через судьбы своих героинь выражает свое отношение к обряду выбора невест: одобряет Веру и Илью, жалеет Марфу, понимает ту необходимость, с которой соглашается Михаил и Катя.
На свадебном пиру всегда много народу. Пир шел горой. Дружки веселили народ, традиционные “горько” заставляли краснеть юношу и девушку.
Характерной особенностью быта коми народа были посиделки. Не имея Домов культуры, клубов, в осенне – зимние вечера молодежь собиралась на посиделки в одном из домов села. На посиделки пускали одинокие пожилые люди, или же собирались у тех молодых людей, чьи родители были в отъезде. Здесь встречались влюбленные, во время игр, пения и танцев выявлялись таланты.

Девушки успевали в долгие зимние вечера спрясть все необходимое к свадьбе. Это было продолжением их дневного труда. В праздничные дни на посиделки приносили угощенья.

Искренне веселясь, молодежь черпала силы, которые нужны были для повседневного тяжелого труда.
Автор еще описывает одну из сторон жизни крестьян – помочи. Именно во время помочи родилась пословица: “Дружно не грузно, а врозь хоть брось”. Коллективный труд представлял возможность показывать свое мастерство, блеснуть силой, проявить остроумие, и, наконец, просто побыть на людях.

Крестьяне совместно рубили избу, клали печи, строили плотины. В романе автор показал самые неприглядные работы – вывоз навоза – и увидел поэзию общего труда.
(Законы и обычаи, которые складывались веками, не только долговечны, но и уважаемы народом. “Уходя, Марфа сунула в дверную скобу коромысло – всем людям знак, что в доме никого нет и постороннему соваться нечего”. Не было воровства среди коми народа, и коромысло – только знак, что никого нет.
Народ жил по строгим правилам и законам. Вера боится принять от Ильи подарок – алую ленту. “Принять от парня подарок – значит признать его женихом, выбрать его на всю жизнь”.
В селе Важгорт, например, ревностно оберегали девичью честь. Презирали не только девушку, потерявшую честь, виновными оказывались и ее родители, а то и вся родня. ” Живи, значит, как полагается девушке, а родители – учите своих дочерей”.
Автор о своих героях рассказывает как об обычных людях, которым не чуждо ничто человеческое. Это простые люди, которые верят в нечистую силу, заговоры, гадания. Например, Михаил, испугавшись “нечистой силы” в лесной избушке, перекрестился и прошептал молитву.

А Илья после борьбы с медведицей старается остановить кровь молитвой и заговором.
Неисчерпаем родник романа ” Алая лента”, откуда современный читатель может почерпнуть сведения о коми народе, его характере, нравах, культуре и мастерстве.
В. Юхнину удалось в своем романе “Алая лента” показать не только жизнь коми крестьянства, но и его самобытный характер: трудолюбие, смелость, смекалку, талант, гостеприимство, приветливость, доверчивость, честность, они прирожденные земледельцы и охотники.

Открытый урок по литературе «Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе. Развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев повести. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе «Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Медведева Людмила Ивановна , учитель русского языка и литературы

Цели урока : Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе. Развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев повести. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, рисунки-иллюстрации учеников, записи на доске, видеофильм “Ночь перед Рождеством”, атрибуты для колядующих, декорации для инсценировки отрывка, компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока ( Приложение 1 )

Тестирование в программе Excel ( Приложение 3 )

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести и фрагмента видеофильма, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня у нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” и представить обстановку, место действия, народные обычаи, одежду украинского народа.

Читать еще:  Как я стал писателем. Шмелев И

Эта повесть сделала имя молодого Гоголя знаменитым. А.С.Пушкин писал о книге: “Сейчас я прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая чувствительность! Все это так необыкновенно, в нашей литературе, что я доселе не образумился”.

( 3 октября 1831 года )

3. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение описания ночи.

Учитель: Итак … “Последний день перед рождеством прошел”…

2. Пересказ второй части повести и беседа по вопросам.

– Какие фантастические черты несет пейзаж?

(Пейзаж одушевлен: “Глянули звезды”, “ Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”, “месяц заглядывал в окна хат”, ведьма собирает звезды в рукав, черт хватает месяц, перекидывает его “из одной руки в другую”.)

– Почему черт был зол на кузнеца?

(На одной из картин кузнец изобразил “святого Петра в день Страшного суда. изгонявшего из ада злого духа ”; “… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”.)

– Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?

(Они должны были помочь в написании книги о народной жизни украинцев.)

4. Работа над новой темой

– Вспомним о Рождественском народном обычае украинского народа.

(Многие ритуалы со временем потеряли первоначальное значение и стали восприниматься как игры, забавы. Любимым развлечением молодежи накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучие, а те в ответ одаривали их кто чем мог – деньгами, вкусной едой , пирогами. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. Такое поверье , распространено и у нас в России.)

2. (Входят заранее подготовленные ученики в костюмах и поют колядки.)

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко
Новый год пришел,
Старый угнал
Себя показал!
Ходи народ,
Солнышко встречать
Мороз прогонять!

– Если хозяева скупились, то пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не даешь пирога –
Мы корову за рога.
Не даешь кишку –
Мы свинью за виску
Не даешь блинка-
Мы хозяина в пинка.

3. Беседа об украинских народных костюмах. ( Приложение 1 )

Украинский традиционный костюм

Разнообразной и красочной была народная одежда Украины. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одежды – дерги, запаски, плахты, с 19 в.- юбки (спидницы), к которой в прохладную погоду добавляли безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной полотенце образной накидкой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной территории- преимущественно типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцев – меховых). Головным убором служили соломенные шляпы – брыли, войлочные или барашковые шапки.

Венок – один из основных атрибутов женского украинского национального костюма, наряду с плахтой и красными сапожками. Венок – это символ непорочности, юности и чистоты, он же также является неотъемлемой частью свадебного обряда.

Особенности национальной одежды. Украинский национальный костюм – это не просто одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это – гордость украинского народа. Это мастерство, пережившее годы. Национальная одежда представляет соборную Украину; она является таким же символом нации, как язык, вера, обычаи. Основа украинской национальной одежды – стиль барокко, который проявляется в преувеличениях основных форм. Вспомним хотя бы вышитые рукава женской сорочки, орнамент вышивок, кружева, специальные декоративные ткани, плахты. Разноцветные ленты и нитки бус дополняют убор, придают ему праздничности.

4. Инсценировка учащимися 3 части повести “Чудная девка!”.

5. Характеристика персонажей.

– Как ведет себя Оксана?

(Оксана преувеличенно весело хохочет, желая подразнить кузнеца, высмеивает его при девушках. Она пользуется своей властью над кузнецом, чтобы подшутить, поиздеваться над Вакулой.)

– Какой характер у Оксаны?

(Своенравный, капризный, она избалованная, самолюбивая.)

– Опишите ее внешность, используя слова из текста.

(Черные брови и очи, черные косы, “… приятная усмешка, прожигавшая душу”, кокетка, “капризна, как красавица”.)

– Кому из героев вы симпатизировали?

6. Работа с текстом.

Чтение и озаглавливание четвертой и пятой главы повести.

– Какими человеческими чертами наделил Гоголь сказочных героев – черта и ведьму?

(Ведьме и черту холодно, черт перепрыгивал с одного копытца на другое, дул себе в кулак; ведьма летела как на коньках по воздуху, словно человек.)

– Какими изображает Гоголь ведьму и черта?

(Смешными и забавными.)

– Каким способом достигается юмористический эффект в повести?

(Недоразумение, нелепость – вызывает смех. Чуб заблудился в метели, не узнал свою хату, испугался кузнеца, переменил голос и его никто не узнал.)

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему- нибудь, умение представить события в комическом виде.

Юмор – характерная черта народного творчества.

Сатира – осуждение и высмеивание порочных явлений общественной и человеческой жизни.

В юмористических произведениях (в отличие от сатирических) автор с доброй улыбкой, дружески подшучивает над неуклюжими поступками, нелепыми случаями, достойными осмеяния качествами человека.

(Знакомство с новыми словами.)

  1. Панночка – девушка из богатой семьи, дворянка.
  2. Черевички (украинское) башмачки.
  3. Ладунка (украинское) сумочка.

– Составьте предложения и запишите в тетради.

(Я достану такие башмаки , какие редкая дворянка носит. Сумочка висела на боку.)

– Почему некоторые сноски в тексте сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?

(Гоголь поясняет слова, непонятные читателям его времени. Эти сноски являются как бы продолжением повести, разговором с читателем, незнакомым с обычаями и диалектными словами.)

8. Чтение и анализ отрывка шестой части. ( Приложение 1 )

– Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?

(В тексте использованы художественно- изобразительные средства языка.)

– Найдите в этом тексте сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры.

(Олицетворение: “Месяц, пользуясь случаем, вылетает через трубу”.

“Весело смеющаяся ночь”.

Эпитеты и метафоры: “Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами”.)

4. Закрепление изученного материала

  1. Самостоятельная работа учащихся. ( Приложение 3 .) Тестирование в программе Excel
  2. Просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма.

– По повести Н.В.Гоголя, снят фильм. Режиссер и автор сценария Эдвард Роу. Посмотрим одну из сцен художественного фильма и обсудим, что особенно понравилось: соответствие гоголевскому тексту, игра актеров, декорации.

(Да, действительно, речь актеров, соответствуют тексту повести, а костюмы героев и декорации, позволяют нам мысленно перенестись в то время.)

5. Домашнее задание

– О приключениях кузнеца в поисках черевичек вы узнаете, прочитав следующие четыре главы.

  1. Прочитать следующие главы и озаглавить их.
  2. Сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду повести.

6. Итог урока

– Каким чувством проникнуто все произведение Н.В.Гоголя?

(Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобив.)

– Что помогает читателю понять картину народной жизни?

(Фантастичность, фольклорные мотивы, сказочность, свойственные произведению Гоголя.)

– Фантастичность переплетается с реальностью, и проявляются отношения между людьми, разделяя добро и зло.

Гоголь показывает дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/532843/
http://lit.ukrtvory.ru/kartiny-narodnoj-zhizni-v-romane/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/20/otkrytyy-urok-po-literature-kartiny-narodnoy-zhizni-v-povesti

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Банк кукуруза
Добавить комментарий