Жюль шере основатель. Жюль шере

«Отцом» рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката — броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять изображение и текст «на ходу», лаконичность, концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это реклама кафе-шантанов, маскарадов, выставок. Его веселые персонажи нравились как широкой публике, так и профессионалам-дизайнерам. Часто он работал в манере, напоминавшей импрессионистов. В Париже в 1889 и 1890 гг. прошли две его персональные выставки.

Великий французский рисовальщик Жюль Шере родился в 1836 г. в Париже. «В первую пору своей художественной деятельности занимался, кроме живописи цветов, сочинением и рисованием эскизных картинок для иллюстрированных журналов, виньетками для пригласительных и поздравительных билетов, обеденных меню и т. п. а затем, живя несколько лет в Лондоне, он начал еще там, по заказу разных предпринимателей и крупных торговцев, изготовлять оригиналы для орнаментированных фигурами хромолитографированных плакатов и анонсов, расклеиваемых и развешиваемых в публичных местах».

С 1866 г., после возвращения в Париж, он посвятил себя исключительно работам этого рода. Известность пришла к нему очень быстро. Благодаря ему уличные объявления, назначенные лишь для кратковременного существования, превратились в истинно художественные произведения, часто высокого достоинства, которые теперь усердно собираются и берегутся многими любителями искусства во всех странах.

Жюль Шере определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Авторский рекламный плакат достиг уровня искусства.

«До появления художественных плакатов афиши представляли собой текст, который лишь иногда сопровождался рисунками. Взамен традиционной формы плаката с максимумом буквенной информации Жюль Шере предложил яркий, бросающийся в глаза рисунок и очень скупой текст. Большую роль стала играть линия, контур предметов».

Внимание зрителя концентрировалось на одной фигуре, а за счет контрастных и ярких цветов плакаты легко воспринимались на расстоянии. «На рекламном плакате сигаретной бумаги «Джоб» обаятельная девушка кокетливо смотрит на зрителя и явно старается привлечь внимание. Ее платье соответствует моде того времени. Объемные рукава и узкая талия — характерные черты стиля модерн. Необычный ракурс фигуры, демонстрирующей себя, был бы неуместен в живописи, а в плакате, главная задача которого — привлечь и запомниться, оказывается необходимым выразительным средством».

Другой пример его творчества является реклама американского аперитива «Кэнкэн Дюбонэ», где художник изображает веселую даму, сидящую в непринужденной позе. Эта женщина сама являет собой декорацию, она слегка пьяна, раскованна, весела и задорна и в силу всего этого необычайно привлекательна.

Жюль Шере создал более тысячи различных плакатов. Он рисовал афиши для карнавалов, выставок, кабаре, казино, театров. Художник оставил после себя множество плакатов, рекламирующих парфюмерию и косметику, мыло, керосиновые лампы, фармацевтическую продукцию, автомобили и многое другое.

В знак признания и почитания этого мастера в 1928 году в Ницце, где Жюль Шере жил и работал в последние годы своей жизни, был открыт Музей в честь его имени.

Работы Жюля Шере:

Рекламная афиша «Вина Мариани»

Рекламные афиши аперитива «Кенкен Дюбонэ»

Реклама сигаретной бумаги

Недосягаемыми образцами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные великим А. Тулуз-Лотреком в 90-х годах XIX века. Старший сын старинного рода графов Тулуз-ских, очень красивый ребенок, «маленькое сокровище», как звали его в семье, был обречен с самого рождения. Редкая генетическая аномалия развития костей проявилась только в 15 лет, перестали расти руки и ноги, деформировался рот, непропорционально выросли кисти рук, он невнятно говорил, с трудом ходил, утомлялся, ломал шейку бедра. Утвердить себя в своих собственных глазах и в глазах окружающих помогла живопись. Особенно этот сильный духом, талантливый человек любил рисовать движение — танцовщиц, бегущих животных. Не меньшее значение имел для него спорт («плаваю я быстро и хорошо, но зато некрасиво, как жаба»). Уехав в Париж, он стал завсегдатаем самых жизнелюбивых мест-кабаре, кафе, борделей, скачек. Именно их герои и стали героями его картин и плакатов. Афиши «Мулен Руж», «Японского дивана», других парижских кабаре и кафешантанов вошли не просто в историю рекламы, а в историю мирового искусства.

Известным широкой публике Тулуз-Лотрек стал именно благодаря рекламным листам на афишных тумбах, появившихся в те годы на парижских тротуарах. Первый же из них — плакат открывшегося в 1889 г. «Мулен Руж» со скандально известной танцовщицей Ла Гулю («Ненасытная») — произвел фурор. Прохожие толпились около мест расклейки, пытаясь расшифровать подпись художника. Плакаты срывали, чтобы отнести к себе домой. Скажем попутно, что судьба самой «Ла Гулю» — Луизы Вебер — сложилась трагически. Получая фантастические средства от великосветских щеголей во время выступлений в кабаре, она, постарев, быстро их растратила, пыталась работать в цирке, потом стала прислугой в публичном доме и, наконец, побирушкой на парижских улицах. От прошлого у нее до смерти сохранилась только белая юбка из Мулен Руж, в которой ее изобразил когда-то Тулуз-Лотрек. Из нее она сделала занавеску на окно своей лачужки, где и умерла.

Читать еще:  Биография писателя а верна. Наследие и смерть

Считаем необходимым остановиться на личности художника, ведь именно ей определялось основное направление его творчества. Итак, родился Анри в аристократической семье, всю жизнь был близок с матерью (она, собственно, и стала главным человеком в его жизни). В юношеском возрасте Анри при стечении трагичких обстоятельств ломает обе ноги , после чего они прекращают свой рост и мальчик становится калекой. То ли из склонности, то ли из-за невозможности (искусствоведы теряются в догадках :-)) Анри начинает рисовать, и, как и многие молодые художники, попадает «в окружение Монмартра». В конце XIX века Монмартр привлекал многочисленных деятелей искусства. Здесь жили и творили ярчайшие представители творческой богемы: Ренуар, Ван Гог, Утрилло. Излюбленными местами встреч парижской богемы были бары и кабаре, такие как «Чёрный кот», «Мулен Руж», «Проворный кролик», «Мирлитон». Исключительно в этой среде вырабатывался стиль Лотрека.

Итак, мир Парижского полусвета: и благородные дамы — «Фиалки Монмартра», и уставшие от жизни куртизанки-либертины, зазывные афиши, отталкивающие и одновременно привлекающие уродством изображения. И несмотря на такое уродство этот мир манит, ловишь себя на мысли – хочется быть там. И все же, Анри Тулуз-Лотрек – кто это? – художник, безумный, пропойца? На выставке мы получаем ответ, что к этому феномену нельзя подойти с какой-то определенной рамкой, меркой, какой-то одной гранью. Это гений сродни Достоевскому и Мопассану. Мы намеренно не увязываем его с импрессионистами.. нет-нет.. Ван Гог, Моне, и др. – ни шли своей дорогой, они показывали красоту и прелесть жизни, то неуловимое, что нельзя увидеть невооруженным глазом. Лотрек же как и Ф.М. Достоевский акцентирует наше внимание на социальных язвах, уродстве и калечности всего сущего. Мир уродлив и люди в нем, прячась за красивыми масками – «животные, уродливые в своем животном». Здесь Тулуз-Лотрек очень перекликается, если воспринимать его именно с такой подачи, с учением З. Фрейда в части превалирования над нашим разумом животного, либидо, мортидо, похоти, плотской власти.

«Вначале было уродство.» Маленький красивый мальчик, выходец из благородной семьи (тогда мировые состояния и имена что-то значили в обществе), «маленькое сокровище» – так звала его мать. Казалось бы – куда ни протяни руку – все ему доступно: высокие посты, выгодный брак, одна из тех жизней по прошествии которой, ложась в постель помирать так и не поймешь, зачем жил. Сложись бы так, и жизнь Тулуз-Лотрека могла бы интересовать разве что Флобера, миру он остался бы неведом.

Несчастный случай, роковая случайность толкает Тулуз-Лотрека на другой путь, родовые болезни связанные с вырождением, переломы ног, полтора метра роста неизгладимым образом повлияли на «маленькое сокровище», и здесь опять-таки по З. Фрейду «в качестве компенсации внешнего, физического уродства получают стимул внутренние способности, те составляющие, из которых складывается талант.»

18 лет отроду, юный Анри берет уроки художественного мастерства. Его рисунок ярок, он выхватывает своих персонажей их жизни, но какие грязные краски, каких же уродов он рисует: танцовщиц, дам полусвета, распорядителей зрелищ. Профессор, у которого он осваивал художественное ремесло весьма прохладно отзывается о своем ученике, «скажем так не без таланта, не без способности», но нужно встать на «путь истинный» — рисовать-то что положено: все, что вмещалось во вкусы тогдашней буржуазии. Тулуз-Лотрек пускается в самостоятельное плавание — снимает квартиру на Монмартре, открывает там студию, с головой окунается в мир парижской жизни. Жизнь и характер, чем-то напоминающие существование Веселой Вдовы Ганны Главари Франсуа Легара: «Париж, милый Париж…» «огни Монмартра и вино… »

Но тем не менее, не стоит скрывать очевидного, откроем и неприглядную жизнь художника. Запои, самые низкопробные девки, блуд, люди сомнительного поведения и занятий и, при всем при этом, творчество, творчество. . Он постоянно рисует, выхватывает жизненную грязь, переносит своих девок на афиши и плакаты, бьется над новыми красками, оттачивает технику рисунка. «Рисовать, рисовать. и заглушать гудящую от творческой работы голову вином. Пить, гулять и рисовать – этими тремя словами можно охарактеризовать Тулуз-Лотрека того периода.

Как льет дождь, как светит солнце, так и творчество должно хоть в чем-то реализоваться… Тулуз-Лотрек завязывает отношения с алчным, эгоистичным, наглым и хамоватым распорядителем зрелищ Брюантом, согласно которым Тулуз-Лотрек рисует афиши к выступлениям, проходящим в кабаре. Так появляются несколько афиш, которые и составили славу художника как мастера рекламного плаката. Это совсем другой взгляд на развлечения. Давайте посмотрим: девушки, танцующие Кан-Кан. Не очень-то радостные эти девушки: мы видим за яркими красками и озорными движениями танца смертельную устлалось, отрешенность, духовную пустоту и обреченность жизни танцовщиц социального дна. Нет, это уже не Париж Франсуа Легара, да и «красотками кабаре» их не назовешь: «Вы созданы лишь для развлечения, изящно и беспечно, красотки кабаре, вам непонятны любви мучения». Прототипы рекламных плакатов Тулуз-Лотрека поддпются аналогии с произведениями Ф. М. Достоевского, например с судьбой героини «Преступления и наказания» Сони Мармеладовой, — это судьбы одного типа Работы Анри — это взгляд на те же вещи и события, но под другим углом.

Читать еще:  Мэтт дэймон и люси лью. Из Гарварда в Голливуд

А вторая афиша? Кабачный зазывала /его роль играет Брюант/ с кружкой в руке спиной к зрителям .. Какой натуризм и уродство, затхлость всех кабацких развлечений. С изображением такой жизни столицы с Тулуз-Лотреком мог поспорить разве что Мопассан в части новелл о гризетках и опустившихся портовых проститутках. В «гризетте» Лотека нет изящества и щегольства, нет всего того, что мы ассоциируем с Парижем. Усталые девки «уже без чувств тянущие свою лямку». В отличие от Ф.М. Достоевского Тулуз-Лотрек не оправдывает их, не открывает нам социально-экономических последствий маргинализации, в результате которых они докатились до такой жизни. «Эти девушки живые, я просто рисую и все. ».

Жизнь идет своим чередом и к 30 годам художник переезжает в публичный дом и снимает там комнату, его лучшей подругой становится куртизанка Ша-Ю-Као -женщина сомнительной репутации клоуна, не скрывающая своих сексуальных предпочтений. На одном из рисунков она предстает нам пьяная, сидящая в костюме клоуна. Сильная, решительная женщина, но при этом очень усталая. По ней видно, она пошла сложный путь.

Как день отличается от ночи, так и отличается от Ша-Ю-Као вторая подруга художника Джейн Авриль. Хоть она гризетка и танцовщица, но при этом – луч света в темном царстве — она не запятнала себя, не потерялась, прошла через всю грязь, но так и осталась легкой и изящной. «Кружится, кружится юла, рада ли она, что я кружу ее, я же так рада…» Вместе с Тулуз-Лотреком они проделывают подготовительную работу к его последней, так и не состоявшейся выставке: собраны работы, упорядочены записи к ним, заслуга этой девушки неоценима, но так и не дождавшись результатов своего труда художник углубляется в очередной запой., закончившийся кровоизлиянием в мозг или инсультом.

Непомнящего себя, находящегося в полусне и полубреду, парализованного на одну сторону привезли его в родовое имение, где он умирает, не дожив двух месяцев до своего 37-летия, умирает на руках матери.

«Ну что вы, мой сын совсем не художник», уверяет мать. При жизни Анри Тулуз-Лотрек не получает ни креста ни короны, лишь посмертно с годами, все нарастая, получает развитие его творчество. И он уже посмертно уходит в когорту постимпрессионистов. И наряду с Ван-Гогом, Мопассаном, Достоевским входит в созвездие гениев той эпохи. Гениев, закончивших так печально.

Многие критики искусства того времени считали жизнь Анри слишком публичной. Говорили, что жизнь его пестра, как наряды танцовщиц кабаре «Мулен Руж». Тулуз-Лотрек никогда не питал иллюзий к жизни, покинув ее в возрасте 36 лет. Но за короткий срок творчества он оставил гигантский вклад в истории мирового искусства как представитель направления «постимпрессионизм». Его работы предельно откровенны, за показным блеском богемной жизни вскрывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности.

Некоторые работы художника:

Биография Жюль Шере

Мастер плаката. 1836–1932.

‘Quinquina Dubonnet’. Жюль Шере.

Жюль Шере

Жюль Шере (1836–1932) родился в Париже в семье ремесленника. Из-за отсутствия средств образование Шере завершил в возрасте 13 лет. Однако те зачатки знаний об искусстве и дизайне, которые удалось приобрести в семье, позволили ему сделать успешную карьеру художника-плакатиста. Оставив школу, Шере в течение трех лет работал подмастерьем у литографа, который был знакомым его отца, а также брал уроки рисования в парижской Национальной школе изящных искусств у Ораса Лекока де Буабодрана (1802–1897).

Сначала Шере удалось продать лишь очень небольшое количество своих работ книжным издателям и издателям нот. Он решил отправиться в Лондон, где какое-то время работал для мебельной фирмы «Maple Furniture Company», делая эскизы мебели. Этот труд совсем не вдохновлял Шере, и он возвратился в Париж, где снова попытался сделать карьеру художника-графика. Первый успех пришел к нему в 1858 году, когда он сделал рекламный плакат для спектакля по оперетте композитора Жака Оффенбаха (1819–1880) «Орфей в аду». За этой работой не последовали другие заказы, и Шере второй раз отправляется в Лондон. С 1859 по 1866 год он снова живет в этом городе, работая над книжными обложками и рекламными плакатами.

Читать еще:  Игорь грабарь биография. Архив блога «ВО!круг книг»

Шере и Риммель

Нужно отметить, что, несмотря на все свои неудачи, Жюль Шере рано проявил себя как талантливый художник-график. Для того чтобы создать нечто уникальное, ему нужен был подходящий заказчик. Талант у него был, и он нуждался только в возможности его применить. Через одного из лондонских друзей он познакомился с успешным французским парфюмером и производителем туалетных принадлежностей Эженом Риммелем (1820–1887). Риммель нанял художника, чтобы сделать рекламу для своей фирмы, а затем в 1866 году поручил Шере организовать в Париже первый магазин, где продавались бы цветные плакаты, отпечатанные методом литографирования. Сам литографский станок должен был быть импортирован из Лондона. Став фактическим владельцем печатного станка, Шере воспользовался возможностью рисовать и печатать то, что ему давно хотелось. Сначала он работает в два цвета, затем, в 1869 году, Шере вводит еще один, и теперь пользуется черным, красным и смешанным цветом. Он работает прямо на камне, применяя различные методы, – гравирование точечным пунктиром, перекрестную штриховку и отмывку, создающую мягкое плоскостное цветовое пятно.

Как раз в это время в прессе и в академических публикациях обсуждаются различные цветовые теории, и особое внимание в них обращается на взаимодействие дополнительных цветов. Шере в курсе всех этих дискуссий, и его собственный плакатный дизайн восхищает рекламодателей. Азарт художника, оплаченный Риммелем, приносит Шере успех и внимание всего Парижа. Его карьера удачно продолжается, и он создает свой уникальный стиль.

Жюль Шере

Jules Chéret

Жюль Шере

Jules Chéret

  • Дата рождения: 31 мая 1836 г. ; Paris, France
  • Дата смерти: 23 сентября 1932 г.
  • Национальность:француз
  • Направление:Ар Нуво
  • Жанр:плакат
  • Сфера:живопись , литография , графика
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Шере,_Жюль

Заказать
репродукцию

Жюль Шере (фр. Jules Chéret; 31 мая 1836, Париж — 23 сентября 1932, Ницца) — французский художник и график. Один из основоположников современного плаката.

Жюль Шере родился в семье печатника. Семья материально нуждалась, и Жюль в 13 лет бросил школу, поступив на три года в обучение к литографу. Затем посещал Национальную школу дизайна в Париже. Был художником-самоучкой, не получив какого-либо систематического образования. В юности Шере часто посещал парижские музеи; наибольшее влияние на него оказали живописцы рококо, в первую очередь Ватто и Фрагонар.

После окончания своего ученичества Шере в 1854 году уезжает в Лондон, где делает эскизы для компании по производству фурнитуры но, разочарованный, вскоре возвращается в Париж. В 1858 году он получает свой первый крупный заказ — на рекламные афиши для новой оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». В 1859 художник снова едет в Лондон. Здесь он изучает английскую технологию цветной литографии, создаёт обложки для книг и рекламные плакаты для различных фирм, продуктов и мероприятий. Для производителя парфюмерии, фирмы Rimmel, Шере разрабатывает дизайн упаковок и флаконов для духов.

В 1866 году художник возвращается в Париж, где открывает мастерскую печати и графики. Закупив в Англии машинное оборудование для печати крупноформатных плакатов и афиш, Ж.Шере в то же время упростил технологический процесс цветной литографии, добившись возможности делать оттиски двумя различными красками с одного «камня». Кроме этого, Шере создал новый художественный стиль плакатного изображения, предтечу искусства модерн. На основе заложенной Шере разработки мастерство плаката освоили и развили такие художники, как Тулуз-Лотрек, Т.-А.Стейнлен, Эжен Грассе, Альбер Гийом.

После шумного успеха своих работ Шере прекращает непосредственное руководство печатной мастерской, оставив за собой только художественное руководство. В период с 1896 по 1900 год он издаёт коллекцию лучших плакатов парижских художников в уменьшенном формате. Эта серия также имела большой успех и вызвала множество подражаний. Художник участвовал во Всемирных выставках 1878 и 1889 годов, на которых его работы завоевали золотую и серебряную медали соответственно. В 1890, 1900, 1910 и в 1926 годах Шере был награждён различными степенями Ордена Почётного легиона. Шере был дружен со многими выдающимися французскими художниками. Среди них — Клод Моне, Эдгар Дега, Жорж Сёра, Огюст Роден, Теофиль Стейнлен, Тулуз-Лотрек, Жак Вийон.

В преклонном возрасте поселился на юге Франции. В 1925 году потерял зрение. Умер в возрасте 96 лет, похоронен на кладбище Сен-Венсан в парижском квартале Монмартр. В 1933 году, через год после смерти Шере, на Осеннем салоне Парижа состоялась большая выставка — ретроспектива его творчества.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Источники:

http://infopedia.su/4×1902.html
http://artrue.ru/style/modern/biografiya-zhyul-shere.html
http://www.wikiart.org/ru/zhyul-shere

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Банк кукуруза
Добавить комментарий