Жизнь коротка, искусство вечно
С латинского: Vita brevis, ars longa (вита брэвис, аре лонга).
Из известного изречения, которое принадлежит великому древнегреческому мыслителю, естествоиспытателю, великому врачу, основоположнику современной медицинской этики Гиппократу (460—370 до н. э.).
Говоря об «искусстве», он имел в виду не художественное творчество, а искусство врачевания. И смысл этого сопоставления состоит в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни. «Отсюда, — пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем сочинении «О краткости жизни», — известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно».
В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.
Выражение стало популярным после того, как И. В. Гете повторил его в своей трагедии «Фауст» в такой форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка».
Обычно употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память (напоминают) о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.
Смотреть что такое «Жизнь коротка, искусство вечно» в других словарях:
Жизнь коротка, искусство долговечно — Жизнь короткá, искусство (долго)вечно» (лат. Ars longa, vita brevis) афоризм греческого мыслителя, врача и естествоиспытателя Гиппократа. Часто цитируется в латинской форме. Смысл Стоит отметить, что смысл изречения Гиппократа не в том, что… … Википедия
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ — термин, обозначающий причастность к вечному Божественному бытию; бесконечное существование, жизнь как не имеющая конца длительность; понятие, выражающее религ. и религиозно философские представления о высшей цели бытия человека, о его конечных… … Православная энциклопедия
Гиппократ — и корпус Гиппократа Итак, Гиппократ герой основатель научной медицины. К сожалению, мы очень мало знаем о его жизни. Он жил во второй половине V в. и первые десятилетия IV в. до н.э. (460 370 гг., датировка приблизительная). Гиппократ был… … Западная философия от истоков до наших дней
Вагиф Ибрагимоглу (Гасанов) — азерб. Vaqif İbrahimoğlu (Gasanov) … Википедия
афористика — искусство обобщать жизненный опыт и оформлять его в виде афоризмов. Возникает как дидактический жанр, в виде поучений, предназначенных для юношества. Древнейшие памятники афористики – древнеегипетские и древнееврейские. Широко распространена на… … Литературная энциклопедия
Платонов, Харитон Платонович — Харитон Платонович Платонов Харитонъ Платоновичъ Платоновъ … Википедия
Печников, Геннадий Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Печников. Геннадий Печников Имя при рождении: Геннадий Михайлович Печников Дата рождения: 8 сентября 1926(1926 09 08) (86 лет) … Википедия
Vita brevis ars longa — Эту страницу предлагается объединить с Жизнь коротка, искусство долговечно … Википедия
Гиппократ — греч. Ἱπποκράτης … Википедия
Читать еще: Венецианов биография. Художник венецианов биография
Пенис бревис — вита лонга — Ирон.: у кого короткий пенис, у того долгая жизнь. Передел. лат. пословица Panis brevis ars longa жизнь (буквально: хлеб) коротка искусство вечно (буквально: долго, длинно) … Словарь русского арго
Жизнь коротка — искусство вечно. Античный афоризм
Искусство как вид духовно-практической деятельности, направленный на художественное осознание и эстетическое освоение мира. Обзор высказываний великих философов об искусстве. Анализ соотношения времени жизни человека и его влияния на следующие поколения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Жизнь коротка — искусство вечно. Античный афоризм
искусство духовный философ эстетический
Выбранный мной античный афоризм: ”Жизнь коротка — искусство вечно” относится к философии. Философия — это наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и направленная на выработку системы взглядов на мир и место человека в нём.
Общей темой этого античного афоризма является искусство. Искусство — вид духовно-практической деятельности, направленный на художественное осознание и эстетическое освоение мира. Возникновение искусства восходит к истокам человеческой истории. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово ”искусство” относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается, умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Об искусстве размышляли многие великие люди. Например, эссе испанского философа и социолога Хосе Ортеги-и-Гассета рассказывает о противостоянии ”искусства для избранных” и ”искусство для масс”. Русский философ европейской культуры и искусства Михаил Михайлович Бахтин писал: «Искусство и жизнь не одно и тоже, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности».
В древнем античном афоризме ”жизнь коротка, а искусство вечно” говорится о вечных ценностях. Когда мы смотрим на древние скульптуры, мы понимаем что они никогда не теряют своего великого смысла, или когда в литературе поднимаются вечные темы, например: любовь, дружба, смерть, они тоже никогда не теряют своей актуальности в любые времена. Уже наскальные рисунки первобытного охотника воплощали в себе зарождавшиеся эстетические способности человека: в них рождалась фантазия воображение, развивалась способность к общению. Это была предыстория искусства, проложившая путь к его становлению и развитию.
В древние века люди в среднем жили по 30-40 лет. Если соотносить человеческую жизнь и всё время существования земли, то оказывается, что жизнь человека очень коротка. Например, можно взять Михаила Юрьевича Лермонтова, который прожил всего 27 лет, но за свою короткую жизнь написал огромное количество литературных произведений, которыми мы гордимся до сих пор.
Поэмы Гомера ”Илиады” и ”Одиссеи” сохранились и до наших врёмен, хотя сам Гомер жил в ХIII веке до нашей эры. В то время он читал свои произведения, а люди их запоминали и потом записывали или по памяти передавали по наследию. В наше время они очень почитаемы во всём мире.
Автор высказывания соотносит время жизни человека и его влияния на следующие поколения.
Я полностью согласен с данным античным афоризмом. Для примера можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который прожил всего 38 лет, но оставил огромное литературное наследие, почитаемое во всём мире по сей день, и всё это благодаря вечным темам, о которых он писал в своих произведениях: любовь, дружба, смерть, одиночество.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.
Читать еще: Произведения жоржа бизе. Жорж бизе краткая биография
контрольная работа [23,4 K], добавлен 20.11.2008
Биография Артура Шопенгауэра. Наследие великого философа. Феноменальность нашего мира. Земное счастье. Резкая критика философов-оптимистов. Смерть как важнейший фактор человеческого существования. Страх человека перед смертью. Отношение человека к жизни.
реферат [34,1 K], добавлен 09.12.2008
Понятие судьбы и смысла жизни человека. Осознание неизбежности смерти. Понятие судьбы, как промысла, провидения. Элементы уникальной духовной жизни человека. Созерцание и воплощение божественного начала в человеке. Судьба и жизненный путь человека.
реферат [29,5 K], добавлен 07.04.2017
Жизнь и смерть как вечные темы духовной культуры. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Осознание единства жизни человека и человечества. История духовной жизни человечества. Понимание смысла жизни, смерти и бессмертия мировыми религиями.
реферат [37,1 K], добавлен 28.09.2011
Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.
реферат [16,1 K], добавлен 19.04.2010
Философские, религиозные, научные и политические воззрения великих философов от античности до наших дней. Описание взглядов европейских, арабских, русских философов на происхождение общества и государства, познание истины, бытия, диалектические идеи.
реферат [83,6 K], добавлен 21.10.2009
Духовная жизнь человека как особая сфера мира явлений, область субъективного внешнего мира. Реальность человеческого бытия. Любовь как раскрытие индивидуальной личности чужой души. Духовно-нравственная ценность любви. Проблемы выбора мировоззрения.
статья [17,1 K], добавлен 30.09.2012
Марксистская концепция искусства как формы общественного сознания. Личное, национальное, межнациональное и общечеловеческое в искусстве. Отражение интересов народа и его миросозерцания. Взаимодействие разных национальных культур в творчестве художников.
реферат [25,5 K], добавлен 19.10.2012
Влияние духовно-исторической ситуации времени на отношение Мартина Лютера и Карла Барта к проблеме взаимодействия Бога и человека. Методологический подход философов к реконструкции текста «Послания к римлянам». Оценка религии, этики, социальной сферы.
дипломная работа [87,4 K], добавлен 21.07.2013
Изучение истории поисков смысла жизни. Эволюция формулы смысла жизни античного и средневекового человека, во времена Возрождения и Просвещения. Смысл и бессмысленность, самоочевидность истинного бытия. Основные положения сократовской формулы смысла жизни.
реферат [35,7 K], добавлен 10.11.2010
Сломанный телефон: как изменялось значение афоризмов
Филолог Владимир Файер о том, как значение латинских пословиц трансформировалось в русском языке
«Жизнь коротка — искусство вечно»
Некоторые наши современники носят татуировки с афоризмом . Этой фразой, которую переводят как «Жизнь коротка — искусство вечно», они, видимо, намекают на свою причастность к культурной элите, творения которой должны пережить своих создателей.
Между тем полностью эта фраза звучит и понимается иначе. Ее оригинал греческий, но бытует она обычно в латинском варианте:
«Жизнь коротка, наука обширна, (удобный) случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно». Оказывается, это сказал Гиппократ о медицине. По-гречески и по-латыни «науку», «ремесло» и «искусство» можно обозначить одинаково: τέχνη и (это неудивительно, потому что и скульптору, и врачу, и механику нужно владеть как практическими умениями, так и теоретическими знаниями).
Итак, исходно в этом изречении шла речь не о радующей нас долговечности произведений искусства, а о печальном факте: медицинская наука столь объемна, что одной жизни не хватает на ее полноценное изучение. И это еще не все трудности, о которых сожалеет Гиппократ!
Однако, хотя в полном виде эту фразу легко найти в интернете, многие продолжают говорить о долговечности искусства, опираясь на буквальное значение слова и забывая об авторе и контексте афоризма.
«В здоровом теле — здоровый дух»
Неужели древние считали, что если довести свое тело до здорового и мускулистого состояния, то и с духом все будет в порядке? Конечно, известно, что в античности был распространен идеал калокагатии, то есть гармонии внутренних достоинств и телесного совершенства, но автор изречения имел в виду совсем другое.
Читать еще: Театр высказывание. Афоризмы и цитаты про театр
Пожалуй, можно сказать, что изначально афоризм имел противоположный смысл. Ювенал в X сатире неодобрительно высказывается о людях, которые слишком много занимаются физкультурой, и говорит, что в здоровом теле (которое у этих людей уже есть) должен быть и здравый разум — . Причем речь идет не о хорошем образовании, а о правильном мировоззрении: разум должен дать человеку храбрость перед любыми лишениями или даже самой смертью. Вот как выглядит афоризм в контексте (перевод Федора Петровского):
Итак, настоящий мудрец ничего не боится, а только стремится соответствовать самому строгому этическому идеалу, причем он легко откажется не только от телесного здоровья, но и от самой жизни! По крайней мере, такой идеал рисует римский сатирик, и этот идеал очень далек от взглядов тех, кто в наше время повторяет «в здоровом теле — здоровый дух».
«Истина в вине»
Что имеют в виду люди, которые носят майки с надписью ? Наверное, что пить вино — это хорошо. Или что познаешь истину, если выпьешь вина. Неужели древние римляне тоже считали, что «без пол-литра не разберешься»?
Нет, изначально смысл фразы был иной. Если перевести слово как «искренность», то окажется, что перед нами латинский эквивалент русской поговорки «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Этот афоризм потрясающе обыгрывает Александр Блок в стихотворении «Незнакомка», где главный герой, находясь в сомнительном питейном заведении, познает истину. В первый раз это выражение встречается в середине стихотворения:
Что имеют в виду эти пьяницы? Что пить вино — это здорово. Пожалуй, никакого более глубокого смысла они в эту фразу не вкладывают. Но рядом с ними сидит лирический герой Блока, который то ли в реальности, то ли в воображении видит прекрасную незнакомку. Ее магический образ помогает его взгляду проникнуть за грань мироздания, и он прозревает недоступные другим картины: «берег очарованный», «очарованную даль», «глухие тайны». Этого прозрения герой смог достигнуть еще и потому, что «излучины» его «души… пронзило терпкое вино». Состояние измененного сознания в данном случае оказывается волшебным ключом к истинному миру. Поэтому неудивительно, что в конце стихотворения лирический герой говорит:
Итак, в стихотворении латинский афоризм присутствует сразу в трех значениях. Во-первых, читатель, учившийся в гимназии, сразу вспоминает исходное значение пословицы, но, во-вторых, видит, что бестолковость пьяниц дает латинской фразе новый смысл: «Пить — хорошо». Затем оказывается, что в мире лирического героя Блока афоризм приобретает третье, сходное со вторым, но при этом достаточно глубокое значение: «Мир вокруг нас — обманный, нужно каким-то образом вырваться из этого морока и увидеть истинную реальность». В этом стихотворении ключом к постижению непостижимого, о котором так много писали символисты, оказывается вино.
Три различных значения одного афоризма, которые появляются в небольшом стихотворении, — своего рода рекорд, который убедительно показывает нам, что крылатые слова склонны изменяться при многолетнем, многовековом употреблении. Время открывает в стандартных высказываниях новые и неожиданные смыслы.
Тем читателям, кто хочет убедиться, что правильно понимает латинский афоризм, рекомендую обращаться к «Словарю латинских крылатых слов» Николая Бабичева и Якова Боровского. Яков Маркович Боровский был выдающимся знатоком латинского языка и античной культуры, так что его комментариям можно полностью доверять.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/870/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C
http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00269334_0.html
http://postnauka.ru/longreads/86423