Ирокезы (известные также как: ирокезские конфедерация, Лига Мира и Силы, Люди Длинного Дома, Пять наций) — группа коренных американских народов, состоявшая из пяти родственных племен: могавков, онейда, онондага, кайюга и сенека. Шестой этнос Тускарора присоединился после того, как эти пять объединились. Само название народа Ходеносауни переводится как «люди длинного дома». Когда первые европейцы прибыли в Америку, Лига уже была сформирована и занимала северо-восточную часть современных США.
1. Название
Слово ирокез имеет несколько этимологических объяснений:
- Возможно это французский гибрид гуронського слова игинахоив, что означает «черные змеи» или «настоящие змеи». Ирокезы были врагами гуронов и Алгонкине, которые вели торговлю с французскими факториями.
- По другой версии ходеносауни («Люди длинного дома») всегда заканчивали выступления словами «хиро коне»: «хиро» переводится как «я закончил», а «коне» имеет полисемантическая значение, в зависимости от ситуации может означать «радостно», «грустно» , «правдиво». Для французов эти слова звучали как «ирокве», что зафиксировано в документах тех времен.
- По версии французского лингвиста Вальтера «ирокез» происходит от Баско «хилокоа», что переводится как «убийца людей».
- Название «Хо-де-но-сау-ни» за легендами народа ирокезов дал Великий Миротворец во времена, когда создавалась конфедерация. Смысл его послания заключался в том, что теперь пять племен должны были жить как одна семья в одном длинном доме. Символично племя сенека оберегало западные двери этого «дома», могавков — восточную, а онондага, которые жили между ними сохранили очаг.
2. Быт
Традиционное жилище ирокезов — длинный дом (овачира), который делался из коры дерева. В таком доме жил весь род, который возглавлял старейшина (сахемов или сашем). Ирокезы жили в селах по 20-100 зданий. Вокруг поселения были разбиты сады и поля. При формировании Лиги села начали обносить частоколом для защиты от врагов. Описываются (Ремасье, Ramusio) также и большие поселения на 50 домов. Учитывая большое количество людей в каждом родовом доме можно подсчитать, что население было примерно 3500. Ирокезы вели примитивное сельское хозяйство, выращивая кукурузу и бобы. Важную роль играло также охота, рыбалка. Одежда первоначального ирокеза — молодец, набедренный повязка, мокасины (ейхтакваваовех). Поверх этого в холодное время года носилась кожа, которая завязывалась как халат. Лига вела весьма успешную торговлю с европейцами, поэтому ткань почти полностью вытеснила кожу. Одежда постепенно приобретал европейского вида, хотя и украшался иглами дикобраза, бисером и т.д.. Кожаная одежда использовался почти исключительно для ритуалов и охоты.
3. Традиции
Ирокезы не были генетически однородными, поскольку при их пониманием происхождения человека было неважным. Часто они начинали войны с целью пополнения населения за счет пленных, преимущественно подростков и детей. Это разнится с европейским понятием нации, где важна прежде чистота крови. Поскольку у ирокезов не было своего письма, их история передавалась через нарратив. Существуют свидетельства о священном пояс (вам-памяти), который хранился у центрального племени лиги онондага. Этот пояс был сделан с аккуратно отшлифованных ракушек разного цвета, которые означали различные события в жизни народа. Старейшины племени могли ?читать? по поясу свою историю. Верования ирокезов были тесно связаны с изменениями времен года, что свидетельствует об их аграрное происхождение. У ирокезов есть много обрядовых танцев. Музыканты и певцы садились в центр, а танцоры — вокруг. Ирокезы играли на различных маракасах, погремушках, свистках и барабанах. Ирокезы известные традиции снимать скальп. Их прическа — собранный пучок волос на макушке.
4. Социальная структура ирокезов
Конфедерация ирокезов образовалась в конце шестнадцатого века, как объединение пяти племен, к которому впоследствии присоединились шестое:
- сенека, или онондовахгах — люди большой горы.
- кайюга или гуйохкохньйох — люди большого болота.
- онондага или оньондагега — люди горы.
- онейда, или онайотекаоно — люди стоячего камня.
- могавков, или каниенкехака — люди большого кремня.
- Тускарора, или ска-движение-рех — люди, носящие рубашки.
Племя Тускарора присоединилось к Лиге в 1722 году. Оно было вытеснено с юга и поселились между онейда и онондага.
Центральная власть принадлежала большой совете представителей племен в количестве пятидесяти человек. Каждое племя давало полномочия своим старейшинам-депутатам, которые образовывали нечто вроде фракции. Количество представителей была неодинакова для разных племен: могавков — 9, онейда — 9, онондага — 14, кайюга — 10 и сенека — 8. Тускарора вообще не имела своих депутатов, поскольку присоединилась к Лиге гораздо позже. Важные решения принимались только тогда, когда все фракции голосовали единогласно. Таким образом у каждого племени было право вето на решение Лиги. Собиралась большая совет по запросу одного из племен. Сборы были открыты для простых членов племени, они могли выступать перед депутатами, однако решения принимались без посторонних.
Американские историки спорят о степени влияния устройство ирокезов на структуру конституции США. С одной стороны при подробно документированных дебатов того времени на эту тему не упоминались ирокезы. С другой параллели между федеральным правительством США и Лиги ирокезов насколько очевидны, что отрицать их трудно. Известно, что отцы-основатели США, такие как Томас Джефферсон и Бенджамин Линкольн, привлекались к делам с ирокезами, поскольку они в то время заселяли почти все северо-восточные штаты.
Все шесть племен лиги в свою очередь делились на матрилинийни кланы:
- Волк (сенека, кайюга, онондага, Тускарора, онейда, могавков)
- Медведь (сенека, кайюга, онондага, Тускарора, онейда, могавков)
- Черепаха (сенека, кайюга, онондага, Тускарора, онейда, могавков)
- Олень (сенека, онондага, Тускарора)
- Бекас (сенека, кайюга, онондага, Тускарора)
- Бобер (сенека, онондага, Тускарора)
- Цапля (сенека, кайюга)
- Ястреб (сенека, онондага)
- Угорь (онондага, Тускарора)
Некоторые из них были общими для всех племен (кланы Волка, Медведя и Черепахи), а некоторые существовали только в пределах нескольких племен.
5. История
Ориентировочно в 1570 году племена ирокезов объединились в Конфедерацию. В начале 17 века ирокезы налаживают торговые связи с голландцами. Основным товаром служит бобровый мех. Скоро в районе колонии Новый Амстердам (современный Нью-Йорк) были уничтожены все бобры. Голландцы решили вооружить могавков, для того, чтобы они могли отвоевать новые охотничьи земли в других племен. Это приводит так называемые Бобровые войны продолжались до конца 17 века. По другой теории голландцы вооружали ирокезов для войны с французами, которые начали активно колонизировать эту территорию. Ориентировочно в то время Лига насчитывала до 30 тысяч человек, было гораздо больше других разрозненные племена. Появление огнестрельного оружия дала ирокезами невероятные преимущества перед их врагами, они долгое время были самой боеспособной армией Северной Америки. Несмотря на постоянные войны и смерти от европейских болезней, количество ирокезов почти не уменьшалась благодаря постоянному захвату пленных. Они натурализовувалы детей своих врагов. По воспоминаниям французских миссионеров в начале 18 века среди ирокезов почти невозможно вести проповеди на их родном языке, поскольку большинство этнически уже не принадлежали первоначальных шести племен. Предоставив огнестрельное оружие ирокезами, голландцы вызвали крупномасштабное переселение народов в Северной Америке. Извечные враги ирокезов — гуроны, Оттава, могикане были вытеснены из этого региона. Интересно, что гуроны, например, принадлежали к ирокезских языковой семьи, но не входили в состав Лиги. Побежденные народы должны были продвигаться вглубь континента и вытеснять племена оджибве и чероки. Многие алголкинських племен были оттеснены в район Великих Озер. В 1664 году Великобритания захватывает Новый Амстердам. Англичане взяли на себя роль голландцев в торговле с ирокезами. Была создана целая торговая сеть по покупке меха, в котором Лига играла роль посредников с периферийными племенами. Несмотря на усиление военной мощи европейцев в регионе, ирокезы продолжают быть одной из сильнейших армий континента. Англичане использовали своих индейских союзников в войне с французами, которые поддерживали врагов ирокезов. Во время так называемых франко-ирокезьських войн (1755-1763) французы были вытеснены на территорию современной Канады. Лига участвовала в Войне за независимость на стороне Великобритании. Рейд генерала Салливана разбил основные силы ирокезов и были расселены по резервациях. Часть под руководством Джозефа Бранта переселилась в Канаду, где их также разместили в резервации. Там их количество стало существенно уменьшаться. Современная количество ирокезов по переписи составляет около 125 000 человек (45 000 в Канаде и 80 000 в США). Интересно, что в США за племенным переписи количество ирокезов составляет всего 30 000. То есть 50 000 человек или являются потомками ирокезов, или приписывают себе их национальность.
Читать еще: Почему на дне социально философская драма.
6. Украинский — вождь ирокезов
В 1967 г. при Всемирной выставки «Экспо-67» в резервации неподалеку Монреаль, Махмуд Эсамбаев познакомился с вождем одного из племен ирокезов, который в своей хижин угощал танцора водкой, галушками и пел украинскую песню. Им оказался уроженец Полтавщины, летчик — Герой Советского Союза Иван Даценко, которому удалось бежать из советского концлагеря в Сибири и добраться Канады. Здесь он женился индианки — единственной дочерью вождя одного из племен ирокезов. После смерти тестя Иван Даценко сам стал вождем.
Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре
Главное меню
Самые интересные заметки
РЕКЛАМА
Ирокезы жили в так называемых «длинных домах», где помещалась родовая группа, ведшая общее хозяйство и составлявшая основу хозяйственной и социальной организации племени. Длинный дом имел 6—10 м в ширину и до 8 м в высоту; длина дома зависела от числа очагов; наибольшая известная длина жилища достигала 90 м.
Такое жилище было четырехугольной формы. Основа его состояла из параллельно вбитых в землю стоек. К ним лыковыми веревками привязывали продольные горизонтальные жерди; верхушки двух противоположных стоек сгибали навстречу одна другой и связывали так, что получалась округлая форма кровли. На стойки употреблялись молодые деревья, впоследствии — рассохи, или столбы с развилинами наверху, лз которые укладывали поперечные горизонтальные балки; в последних укреплялись стропила, придававшие крыше двускатную форму, с коньком; этот тип постройки, несомненно, отразил европейское влияние. Весь остов обшивался большими пластинами древесной коры, прижимавшимися к остову наружной обрешеткой из жердей.
Постройка дома выполнялась коллективно, для чего созывалась вся молодежь селения, которая за работу получала угощение; постройка -занимала один-два дня,
Посередине дома шел проход около 2 м шириной. В этом проходе прямо на земле, на расстоянии около 6 м один от другого, располагались очаги: над каждым из них в крыше оставлялось отверстие для выхода дыма. По обе стороны от линии очагов устраивались широкие помосты, или нары: из пластин коры, отгороженные справа и слева стенками из коры,— каждая семья имела отдельное помещение длиной около 4 м, открытое только к огню. Между двумя соседними помещениями оставлялось свободное пространство, служившее кладовой. Помосты устилались травяными циновками и шкурами, на них спали и сидели в свободное время, под ними держали сухое топливо для зимнего употребления; зимой большей частью спали на земле на подстилках около огня. На высоте около 2 м над жилыми помостами настилался второй ярус из пластин коры в виде сплошных полатей; здесь семьи держали свою домашнюю утварь, и иногда здесь же спали дети. Под самой крышей настилался третий ярус, образуя как бы чердак, где хранились запасы необмолоченной кукурузы. К каждому узкому концу дома пристраивались небольшие сени с плоской крышей, в ширину дома; в сенях зимой держали топливо, а летом обитатели дома собирались для беседы или игры.
Вход в жилище был через сени и завешивался снаружи куском коры, .а в холодное время дополнительно изнутри шкурами и одеялами. Над одним из входов помещалось резное или рисованное изображение животного — тотема рода, к которому принадлежали обитатели данного дома.
Если появлялась необходимость прибавить к дому еще очаг, то .разбирали один из концов и удлиняли здание.
Дом из коры мог простоять 10—12 лет; за этот период он начинал гнить и разрушаться насекомыми. Так как за это же время подбирался весь хворост в окрестных лесах и, следовательно, иссякали запасы доступного топлива, а также истощалась почва, то назревала необходимость переселения
Сначала переселения эти происходили каждые 10—15 лет, потом продолжительность пребывания на одном месте увеличилась.
В XVI и XVII вв. селения ирокезов огораживались высоким частоколом для защиты от соседних племен, с которыми ирокезы вели войны. Селения состояли из 10—30 домов.
Общественное устройство
Формой общественного устройства ирокезов был род. В основе его лежала коллективная собственность на землю, на охотничьи и рыболовные угодья.
Поля были родовой собственностью, и обрабатывались они на коллективных началах.
Род имел право на особое родовое имя, которым обычно являлось видовое название животного, птицы, пресмыкающегося и которое в прошлом, видимо, было названием тотема рода 2 . Род ТЗыл строго экзогамен. Его члены имели право наследовать имущество умерших родичей, а род в целом имел право на долю в общественной собственности своего племени (охотничьи и рыболовные угодья, места сбора кленового сока и пр.). Члены рода участвовали в родовом совете. Род избирал и смещал старейшину (сахем) и военных вождей и через них имел представительство в совете своего племени и Союзном совете. Сородичи были спаяны между собою обязанностью взаимопомощи, защиты и отмщения обид, а род в целом имел право искать защиту у своего племени. В случае убийства род убийцы был обязан вносить виру (выкуп) пострадавшему роду своего или чужого племени. Род мог усыновлять пленников или иноплеменных для замещения пропавших и убитых. И, наконец, род имел общее отдельное от других родов 1