Название работы: «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы
Предметная область: Литература и библиотековедение
Описание: Гнездо Аксаковых. Аксакова место и значение его творчества в истории русской литературы. Аксаков Сергей Тимофеевич 17911859 его сыновья: Константин 18171860 Иван 18231886. Аксаков родился в Уфе в старинной дворянской семье отец чиновник мать дочь наместника.
Дата добавления: 2013-11-14
Размер файла: 29 KB
Работу скачали: 23 чел.
7. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы.
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), его сыновья: Константин (1817-1860), Иван (1823-1886).
С.Т. Аксаков родился в Уфе, в старинной дворянской семье, отец чиновник, мать дочь наместника.
Детство прошло в Оренбургской губернии, учился в Казанской гимназии (1801-1805), затем в Казанском университете (1805-1807).
1808- 1811 служба в комиссии по составлению законов, 1811 год — уезжает в Москву, где переводит Шиллера, Мольера, знакомиться с Державиным, Гоголем.
Выступил против рабского подражания французскому. После 1812 года сторонник русского, его сыновья становятся славянофилами.
1834 год — публикует очерк «Буран» в альманахе «Денница » — основоположник пейзажно-описательной литературы. Аксаков писал о том, что наблюдал лично или слышал от современников. Работал цензором, сблизился с театральным обществом. 1834год — Аксаков покупает Абрамцево, где у него часто бывал Гоголь, слушал его устные рассказы.
Аксаков слепнет, последние его произведения под диктовку записывают его сыновья. В Абрамцево он начал писать: «Охотничья трилогия», «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника», «Рассказы и воспоминания о разных охотах». «Записки охотника» отличаются достоверностью материала.
Аксаков: «Я могу писать только стоя на почве действительности, идя за нитью действительного события. Даром чистого вымысла я вовсе не владею».
Эпиграф: «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы».
Тургенев: «Слог его мне чрезвычайно нравиться, это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и лишнего, напряженного и вялого свобода и точность выражения одинаково замечательны».
В « Записках ружейного охотника » больше наблюдательности, «для него убийство не цель». Мы должны беречь наше богатство: рыб, животных. В 3 части «Воспоминаний об охотах» -вспоминает курьезные случаи. Есть разные приметы.
Тургенев: «Автор «Записок ружейного охотника » смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием , он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей. И перед таким взором природа раскрывается ему полностью и дает ему заглянуть в себя».
Очень высокую оценку произведениям дали Некрасов, Чернышевский.
Создал свою автобиографическую трилогию: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).
«Семейная хроника»: 5 отрывков:
1. Степан Михайлович Багров,
2. Михаил Максимович Куролесов,
3. Женитьба молодого Багрова,
4. Молодые в Багровее,
Здесь воссоздается широкая панорама помещичьего быта конца 18 века.
Герцен: «Это огромной важности и познавательности книга».
Салтыков Щедрин: «Драгоценный вклад, обогативший русскую литературу». Добролюбов пишет статью «Деревенская жизнь помещика в старые годы» и «О разных сочинениях Аксаков».
Правдивость повествования заставляет задуматься о нравственных отношениях, Аксаков основоположник автобиографической прозы.
«Детские годы Багрова-внука». Аксаков ставит 2 задачи:
1. создать худ. историю формирования ребенка в крепостной усадьбе,
2. написать книгу для детей.
Тургенев: «Ваша мысль написать историю ребенка для детей прекрасна. Сложный процесс формирования детской души воспроизведен умудренным жизнью писателем, которому удалось совлечь с себя взрослого человека, перенестись в душу ребенка. Жизнь ежедневно ставит перед пытливым мальчиком серьезные проблемы. И сама природа и ее люди становятся поводом его озабоченности».
Аксаков показал себя мудрым педагогом, в этом произведении изобразив, как нужно готовить детей к обучению.
Константин Сергеевич известен как создатель славянофильской лирической комедии « Князь Луповицкий, или Приезд в деревню », как критик, полемизировавший с Белинским на тему «Мертвых душ».
Иван Сергеевич прославился издательской деятельностью, а также как создатель лиро-эпического произведения « Мистерия в трех периодах. Жизнь русского чиновника », где критикует чиновников за взяточничество; автор поэм « Зимняя дорога», «Бродяга ».
Сергей Аксаков
Биография
Про книги Сергея Аксакова Чернышевский говорил, что в них «правда чувствуется на каждой странице». Самобытный язык произведений, полный «самоцветов народного словаря», и способность изображать природу и человека в одном неразрывном единстве – вот достоинства, благодаря которым его произведения и сейчас читают все – от дошкольников до ученых.
Детство и юность
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии в 1791 году. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и 3 сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, а мать слыла весьма образованной для того времени дамой, любившей книги и ученые разговоры и даже состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями.
Читать еще: Реализм кто относится. Реализм в литературе
Портрет Сергея Аксакова
Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество слуг, женская часть которого познакомила маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми. Память о том прекрасном мире фольклора, с которым он соприкасался в детстве, – сказка «Аленький цветочек», рассказанная ключницей Пелагеей и записанная много лет спустя по памяти.
В 1799 году Сергея отдают учиться в местную гимназию, позже он становится студентом нового Казанского университета. Первыми произведениями молодого писателя, увидевшими свет, стали стихотворения, написанные в наивном романтическом стиле, которые разместили в рукописных студенческих журналах.
Сергей Аксаков в молодости
В 1807 году в возрасте 15 лет, так и не закончив университетский курс, Сергей Аксаков переехал в Москву, а оттуда – в Санкт-Петербург. Там он работал переводчиком и состоял в кружке «Беседы любителей русского слова» вместе с Иваном Крыловым, Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Тогда он писал стихи, по стилю противоречившие его юношеским творениям – к тому времени Аксаков разочаровался в школе романтиков и отошел от сентиментализма. Самое известное его стихотворение – «Вот родина моя».
Позже Сергей Тимофеевич вошел в театральную среду и начал переводить пьесы, а также выступать с литературной критикой в передовых столичных журналах и газетах. В 1827 году Аксаков получил место цензора в Московском цензурном комитете, но лишился его год спустя за то, что пропустил в печать юмористическую балладу В. Проташинского, в которой московская полиция предстала в невыгодном свете.
Сергей Аксаков
К тому моменту писатель уже обзавелся огромным количеством полезных связей и знакомств и смог быстро найти новое место инспектора в Константиновском землемерном училище.
В 1820-е годы дом Аксакова – место сбора литературных деятелей столицы, в которое имели доступ представители разнообразных течений: хотя сам писатель считал себя славянофилом, он не придерживался категоричной позиции и охотно общался с оппонентами. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы, а в 1849 году у него отмечал свое 40-летие Николай Васильевич Гоголь.
Литература
В 1826 году писатель получил место цензора. К тому моменту он уже женился, и семье пришлось переехать в Москву. Аксаковы любили проводить время на природе, а сам Сергей Тимофеевич был еще и страстным охотником, поэтому на лето они уезжали за город.
Усадьба-музей Сергея Аксакова в Абрамцево
В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну крупное наследство и тем самым подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы, которое сегодня имеет статус музея-заповедника, и обосновался там.
Писал Сергей Аксаков в первое время мало, главным образом короткие статьи и рецензии, но в 1834 году в альманахе «Денница» появляется очерк «Буран», в котором впервые проявились его неповторимый стиль и слог. Получив множество хвалебных отзывов и обретя известность в литературных кругах, Аксаков принялся за «Семейные хроники».
Книга Сергея Аксакова «Записки ружейного охотника»
В 1847 году он обратился к естественнонаучным познаниям и впечатлениям и написал знаменитые «Записки об уженье рыбы», а еще через 5 лет – «Записки ружейного охотника», встреченные читателями с восторгом.
«Такой книги у нас еще не бывало».
Так с восторгом писал Иван Сергеевич Тургенев в рецензии к недавно вышедшему первому тому. Сам писатель мало придавал значения успеху книг – он писал для себя, уходя в творчество от жизненных проблем, включая денежные и семейные неурядицы, которых к тому времени накопилось немало. В 1856 году «Семейная хроника», до этого публиковавшаяся в журналах в виде отрывков, вышла отдельной книгой.
Книги Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек»
«Детские годы Багрова-внука» относятся к позднему периоду его творческой биографии. Критики отмечают в них неровность повествования, меньшую емкость и лаконичность по сравнению с тем, что Аксаков написал раньше. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек» – ее писатель посвятил маленькой внучке Ольге.
В это же время выходят ««Литературные и театральные воспоминания», полные интересных фактов, цитат и картин из жизни современников, но имеющие меньшее литературное значение по сравнению с художественной прозой Сергея Тимофеевича. Перу Аксакова также принадлежат рассказы о природе, рассчитанные на маленьких читателей – «Гнездо», «Знойный полдень», «Начало лета», «Ледоход» и другие.
Книги Сергея Аксакова
О писателе говорили, что всю жизнь он духовно рос вместе с веком. В своих произведениях Аксаков не стремился к гневному обличению крепостничества: он просто правдиво показывал все стороны жизни жителей русской усадьбы того времени, даже самые темные и неприятные, но при этом был далек от революционных мыслей и тем более от того, чтобы вкладывать их в голову читателя.
Читать еще: Нужны ли Обломовы России? Лебедев Ю. Литература
Некоторые критики, например, Н. А. Добролюбов, ставили ему это в вину, но, будучи по характеру терпимым и чутким человеком, Аксаков не стремился насаждать свое мнение и предпочитал просто честно изображать то, что видит вокруг.
Личная жизнь
В июне 1816 года начинающий литератор женился на Ольге Заплатиной – дочери суворовского генерала от турчанки Игель-Сюмь. После свадьбы пара некоторое время прожила в родительском доме, а потом отец писателя выделил им отдельное имение Надеждино. Оба супруга не отличались талантами в ведении хозяйства, поэтому семья вскоре переехала в Москву.
Сергей Аксаков и его жена Ольга Заплатина
Сергей Тимофеевич являлся трогательно заботливым отцом для многочисленных детей (по некоторым источникам, их у него было 10, по другим – 14) и готов был брать на себя все заботы о них, даже те, что обычно поручались няням.
Личная жизнь и общение с подросшими отпрысками, особенно сыновьями, сыграли заметную роль в становлении взглядов писателя. Они мало походили на него по складу и темпераменту, но зато унаследовали от отца жажду знаний и терпимость к инакомыслию. В наследниках Аксаков видел воплощение современной молодежи с ее высокими запросами и сложными вкусами и стремился постичь и развить их.
Иван Аксаков, сын Сергея Аксакова
Позже трое детей писателя пополнили ряды видных ученых славянофильского направления: Иван Аксаков стал известным публицистом, Вера – общественным деятелем и автором мемуаров, Константин – историком и языковедом.
Смерть
Сергей Тимофеевич с юношеских лет страдал эпилепсией. Кроме того, с середины 1840-х годов у него начались проблемы со зрением, которые в поздние годы стали особенно мучительными. Работать он уже не мог и последние сочинения диктовал дочери Вере.
Могила Сергея Аксакова
В 1859 году писатель скончался в Москве, не успев закончить повесть «Наташа», в которой собирался описать в качестве главной героини сестру Надежду. Причиной смерти стала обострившаяся болезнь, которая перед этим довела писателя до полной слепоты.
Сергея Тимофеевича похоронили на кладбище у Симонова монастыря, а в советские годы прах писателя перенесли на Новодевичье.
ГАК Вопросы, от 19 в
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АТТЕСТАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Русская летопись («Повесть временных лет»). История создания, проблематика, стиль.
2. «Слово о полку Игореве». Споры о «Слове…» в дореволюционной и современной науках.
3. «Поучение» Князя Владимира Мономаха. Идейный смысл, своеобразие жанра и стиля.
4. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Идейный смысл. Художественное своеобразие.
5. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Идейное и художественное значение памятника.
6. «Повесть о Петре и Февронии». Композиционные особенности, идейная направленность.
7. Публицистика 16 века. Переписка князя Андрея Курбского с Царем Иоанном Грозным.
8. Демократическая литература. Своеобразие повестей 17 века. «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Шемякином суде» и др.
9. Агиографическая литература. «Житие Сергия Радонежского».
10. «Житие» протопопа Аввакума» как новаторское произведение.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1. Фольклор и его особенности. Значение фольклора. Фольклор и литература.
2. Пословицы и поговорки, их тематика, поэтическая образность. Пословицы книжного происхождения.
3. Народные сказки. Основные виды сказок. Их идейно-художественное своеобразие. Собирание и изучение сказок.
4. Русский народные героический эпос. Происхождение и жанровые особенности. Западноевропейский героический эпос. Собирание и изучение былин.
5. Лирическая народная песня (Тематические группы традиционных песен, их художественное своеобразие). Песни литературного происхождения.
6. Исторические песни.
Этапы их развития в 16–18 веках.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА
1. Сатиры А.Д. Кантемира. Проблематика. Стиль. Анализ одной сатиры по выбору.
2. Поэзия М.В. Ломоносова. Проблематика и жанровая специфика.
3. Драматургия 18 века. «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова и «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина. Политическая проблематика трагедий.
4. Комедия Д.И. Фон-Визина «Недоросль». Проблемы крепостного права. Стиль комедии.
5. творчество Г.Р. Державина. Идейно-художественное своеобразие жанра оды.
6. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Проблематика. Метод. Стиль. Жанр.
7. Новаторство И.А. Крылова-баснописца. Реализм и народность басен.
8. Творчество Н.М. Карамзина. Повести.
9. Европейский и русский сентиментализм. Философские истоки и поэтика.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1/3 19 ВЕКА
1. Периодизация русской литературы 19 века.
2. Отношение к литературной классике Х1Х века в ХХ и ХХ1 веках.
3. Классицизм в русской и европейской литературах, его происхождение. Отличительные черты русского классицизма.
4. Русский романтизм. Его исторические и философские предпосылки. Эстетика романтизма, связь с западноевропейским романтизмом.
5. Элегии В.А. Жуковского. Этическая проблематика. Романтический психологизм.
6. Баллады В.А. Жуковского. Этические проблемы, типы балладного творчества.
7. Поэзия К.Н. Батюшкова. Дружеские послания. Исторические элегии.
8. Поэзия К.Ф. Рылеева. Особенности гражданственного романтизма.
9. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Критика нравов. Художественный метод. Мастерство драматурга.
10. История изучения творческого наследия А.С. Пушкина.
11. становление романтизма в лирике А.С. Пушкина 1810-х – первой половины 1820-х годов. Патриотические, социально-политические идеи. Романтическая символика в поэзии.
Читать еще: Философские сказки читать онлайн. Сказки о любви
12. «Южные поэмы» – новый этап в поэтическом развитии А.С. Пушкина. Проблема связей с восточными поэмами Дж. Байрона.
13. Лирика А.С. Пушкина второй половины 1820–1830-х гг. Философские идеи, нравственный пафос лирики.
14. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Проблематика. Историзм. Шекспировские традиции в трагедии.
15. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Классический реализм. Проблема характера. Дискуссионные вопросы изучения романа.
16. Поэмы А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник», их философская проблематика. Эволюция образа Императора Петра 1.
17. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Философско-этическая проблематика, драматургическое мастерство.
18. особенности прозы А.С. Пушкина 1830-х годов. Этические и социальные проблемы в романах «Дубровский, «Капитанская дочка».
19. Идейный смысл и художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. В.Г. Белинский о лирике Лермонтова.
20. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри». История создания, философская проблематика, романтизм в жанре поэмы.
21. Поэты пушкинской плеяды. Проблема творческой общности, индивидуальное своеобразие.
22. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как философский и социально-психологический роман. Дискуссионные вопросы изучения романа.
23. Идейно-художественное своеобразие цикла повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
24. Романтизм и реализм в сборнике Н.В. Гоголя «Миргород».
25. Н.В. Гоголь – драматург-новатор. Комедия «Ревизор».
26. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Соотношение романтических и реалистических тенденций.
27. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Классический реализм. Литературно-критические статьи и научные исследования, посвященные поэме.
28. Народность поэзии А.В. Кольцова. В.Г. Белинский и Н.А. Добролюбов о А.В. Кольцове.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2/3 19 ВЕКА
1. Драма А.Н. Островского «Гроза» и ее место в творчестве драматурга. Идейно-литературная полемика вокруг «Грозы». Исследования ученых 20 века творчества драматурга.
2. Социально-психологическая драма А.Н. Островского «Бесприданница».
3. Драматургия А.Н. Островского 1870–1880-х гг. Новые тенденции в творчестве; мастерство драматурга.
4. Натуральная школа как литературное направление, ее художественные принципы, основные этапы развития, наиболее яркие представители.
5. Литературно-критические работы В.Г. Белинского 1840-х гг.
6. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Критическая литература о романе и особенностях таланта Гончарова-художника.
7. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» (Адуевщина и развенчание романтических иллюзий). В.Г. Белинский о романе.
8. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как роман-утопия.
9. Роман А.И. Герцена «Кто виноват?» Характер конфликта, его художественное развитие и решение.
10. Гнездо Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова. Место и значение его творчества в истории русской литературы.
11. Лирика природы Ф.И. Тютчева. Философское содержание и своеобразие поэтики.
12. Романтический историзм Ф.И. Тютчева. Стихотворения о народе, России, славянстве.
13. Творчество А.К. Толстого. Лирика, сатира, историческая драматургия.
14. Лирика Н.А. Некрасова, ее основные мотивы, особенности образной системы.
15. Поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Проблемы жанра и стиля.
16.«Кому на Руси жить хорошо» как народная эпопея. Проблематика и стиль произведения.
17. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Новаторство в изображении народных характеров.
18. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Идейно-литературная борьба вокруг романа от 1860-х годов до наших дней.
19. Роман И.С. Тургенева «Накануне». Проблематика, поэтика. Литературная критика о романе.
20. Особенности тургеневского романа («Рудин», «Дворянское гнездо»).
21. Роман И.С. Тургенева «Новь». Место романа в творческой эволюции писателя.
22. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, их идейно-художественное своеобразие.
23. Лирика А.А. Фета. Ее идейно-художественное своеобразие.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3/3 19 ВЕКА
1.Мировое значение русской классики.
2. Западноевропейский и русский реализм второй половины 19 века. Переводы западноевропейских классиков в России. Творческое взаимодействие. Бальзак и Диккенс в России.
3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирический жанр. Своеобразие поэтики сказок.
4. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Сатирический психологизм. Особенности повествовательной манеры.
5. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Принципы сатиры.
6. Творческий путь Г.И. Успенского.
7. Рассказы и повести В.Г. Короленко. Идейные мотивы, образы, метод, стиль. Обновление метода реализма, романтические элементы.
8. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Нравственно-философская концепция романа. Психологическое содержание. Монографии современных ученых о романе.
9. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Художественная идея, основные образы романа.
10. Новаторство Ф.М. Достоевского в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные». Современники о романах.
11. Роман «Братья Карамазовы». Философская проблематика, мастерство и своеобразие психологического анализа.
12. Творчество Л.Н. Толстого 1850–1860-х годов. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы», «Люцерн», «Казаки» и др. Становление художественного метода писателя.
13. «Мысль народная» и ее художественное воплощение в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Монографии современных ученых о произведении.
14. Духовные искания личности, принципы и средства раскрытия «диалектики души» в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
15. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Идейные искания писателя. Особенности жанра.1
16. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Социальная и философско-этическая проблематика. Реализма позднего Толстого.
17. Самобытность творчества Н.С. Лескова. Проблема праведничества в повестях «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован» и др.
18. Развитие жанра рассказа в творчестве А.П. Чехова. Анализ этапных произведений.
Источники:
http://5fan.ru/wievjob.php?id=44889
http://24smi.org/celebrity/34014-sergei-aksakov.html
http://studfile.net/preview/2455024/