«Дом-сказка» (доходный дом З.А. Перцовой)

Но еще на этапе строительства его посещает инженер –путеец Петр Николаевич Перцов, который приходит в восторг от расположения дома, а так же заражается идеей воплощения в древнерусском стиле. Перцов готов последовать примеру коллекционера и покупает угловой участок набережной за немалую по тем временам сумму в 70 тысяч рублей. На участке находился безобразный трехэтажный кирпичный дом, и это делало еще более интересной задачу преобразования имеющегося ансамбля.

Петр Николаевич — человек нового времени. Он отличный инженер, который проложил по России не одну тысячу километров железных дорог, превосходный организатор, умеющий делать деньги и пользоваться ими.

Увлекшись идеей дома на Пречистенской набережной, Перцов ищет лучшее для города и себя решение. Он объявляет закрытый конкурс на проект «доходного дома» в русском стиле, к участию в котором приглашаются знаменитые художники А.М. Васнецов, и С.З. Малютин, автор русской матрешки, архитекторы А.И. Дидерихс и Л.М. Браиловский. Условием конкурса было, чтобы дом «отвечал духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Первая премия определялась в 800, вторая в 500 рублей, при этом заказчик оставил за собой право построить любой из понравившихся проектов. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель , И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский.

Первая премия была присуждена Васнецову, вторая Малютину, но Перцов не согласился с подобным решением. Васнецовский вариант показался ему шаблонным, малютинский, в стиле московского ампира тоже не отвечал первоначальному замыслу. В итоге Петр Николаевич находит среди первоначальных вариантов художника тот, который признает идеальным.

Замысел Малютина заключался в том, что уже существовавшее трехэтажное кирпичное здание предполагалось надстроить четвертым этажом с большими окнами для комнат-студий для художников. По набережной к нему пристраивался четырехэтажный особняк, а со стороны Курсового переулка особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими, отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. В качестве исполнителей майоликового убранства были привлечены выпускники Строгановского училища, которым работы по перцовскому дому принесли известность и множество заказов.

Перцов лично руководил всеми работами и уделял внимание всем деталям постройки. Все работы велись одновременно, и через четыре месяца после начала работ постройка была закончена. В начале апреля 1907 года квартиры были объявлены к сдаче.

Квартира хозяев располагалась так же в этом доме, но имела особый подъезд со стороны набережной, располагалась на трех этажах. Подвальное помещение было переделано Перцовым под зал для молодежи- в семье росло пятеро детей. Одно время подвал сдавался артистам Московского Художественного театра «Летучая мышь».

События Октябрьской революции обошли стороной Перцова. И он прожил еще тринадцать лет. Похоронил любимую жену. Все дети его эмигрировали, он не последовал за ними, считая себя не вправе отойти от судьбы своей России. Обсудить на форуме

Читать еще:  Экспонаты эрмитажа. Жемчужины эрмитажа

Тайны дома-сказки в центре Москвы: Почему архитектор утопил здесь свои картины, а Троцкий забрал квартиру хозяина

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дом-сказка

Инженер-путеец, внесший большой вклад в строительство первых железнодорожных магистралей страны, Петр Перцов приобрел этот участок в начале прошлого века по совету своего хорошего знакомого, мецената Ивана Цветкова. Место было очень удачным – с видом на Москву-реку и Храм Христа Спасителя. Перцов пообещал Цветкову, что оформит будущее здание в старинном русском стиле. С юных лет увлекаясь живописью и имея тонкий художественный вкус, он решил воплотить эту идею со всей своей любовью к русскому искусству и с большим размахом, благо финансовые возможности это позволяли.

Официально оформить участок и дом Петр Николаевич решил на свою супругу, поскольку его проекты, связанные со строительством железных дорог, по тем временам были рискованными, и он не хотел в случае разорения лишиться всего своего имущества. Кстати, забегая вперед, стоит сказать, что этот красивый дом Перцов в итоге все-таки чуть не потерял. При строительстве участка железной дороги Армавир-Туапсе, он не смог собрать необходимую сумму и попросил финансовой помощи у известного промышленника Алексея Путилова. Тот дал два миллиона под залог всего имущества семейства Перцовых, в том числе и этого здания. Однако своим новым домом инженер настолько дорожил, что очень скоро его выкупил.

Возвращаясь к самому проекту, стоит отметить, что за основу был взят эскиз художника-архитектора Сергея Малютина, который Перцов выбрал из множества самых разных вариантов.

Малютин был человеком многогранным. Он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, работал как художник-иллюстратор (например, оформлял сказки Пушкина), а еще считается, что именно он расписал первую русскую матрешку.

Дом был выстроен не с нуля: к уже имевшемуся на участке трехэтажному зданию-коробке надстроили четвертый этаж, со стороны набережной добавили особняк, а с переулка – новый корпус. Все это было довершено высокими треугольными крышами, балконом и всевозможными декоративными элементами. Богатая, пестрая майолика украсила главный подъезд, а также стены и фронтоны. В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным и красивым – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов.

Майолику создавали студенты-строгановцы. Здесь можно увидеть и образ славянско-языческого бога солнца Ярилы, и божеств Велеса и Перуна, изображенных в обличии Медведя и Быка, и Вещую Птицу (тоже известный древнерусский персонаж), и много других интересных существ. А балкон, выстроенный в виде избушки, поддерживают то ли крокодилы, то ли драконы, то ли морские коньки.

В доме было обустроено множество квартир, предназначенных для сдачи внаем, причем, выбор был на любой вкус – в зависимости от финансовых возможностей жильца. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был свой отельный подъезд.

Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева…

Люди и судьбы

Поселился здесь и сам автор проекта – Малютин. Здесь он и писал свои картины. К сожалению, во время наводнения 1908 года его квартиру затопило и большая часть полотен талантливого художника пострадала – в том числе и картина «Куликово поле», которую он писал почти 10 лет. Ну а супруга его, пытаясь во время наводнения спасти имущество и картины, простудилась и вскоре умерла. В общем, «сказочный» дом не принес своему создателю счастья.

Читать еще:  Немые жесты. Немой язык жестов глухонемых

Еще одну подвальную квартиру в здании занимал театр-кабаре «Летучая мышь». Это было культовое и знаменитое по тем временам место, в котором собиралась вся московская театральная богема начала прошлого века. По слухам, столь эффектное название заведению его владельцы, актер-режиссер Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов, дали неспроста. Когда они впервые спускались в подвал, им навстречу вылетела летучая мышь.

В театре выступали Качалов, Книппер-Чехова, Станиславский, Немирович-Данченко. Спектакли «Летучей мыши» славились веселыми пародиями и полной свободой в самовыражении. Согласно правилу, установленному в кабаре, никто из присутствующих не должен был ни на кого обижаться. Впоследствии, после того, как театр здесь закрылся, подвальное помещение прибавил к своим трехэтажным апартаментам Перцов, поскольку жил как раз над ним.

Связано с этим интересным домом и еще одно знаменитое творческое сообщество: уже после революции в «теремке» жили члены объединения художников-авангардистов «Бубновый валет» – например, Александр Куприн (тезка знаменитого писателя), Петр Кончаловский, Василий Рождественский. Эти молодые и дерзкие живописцы установили себе новые правила, смело экспериментируя и отходя от академических норм. В начале прошлого века «бубнововалетовцев» считали художниками-бунтарями, а сейчас они признаны классиками авангарда.

Если говорить о судьбе дома в послереволюционные годы, нужно непременно упомянуть о Льве Троцком. После того, как здание национализировали, он заселился сначала в квартиру одного из бывших жильцов – Позднякова (который, по слухам, держал дома чернокожего слугу, а в одной из комнат у него был зимний сад с настоящими живыми деревьями). Через время Троцкий перебрался в квартиру побольше, а именно – в бывшие апартаменты семейства Перцовых. Он присвоил себе вещи бывших владельцев, а в шикарных комнатах устраивал официальные приемы иностранных гостей.

Самого же Петра Перцова с приходом советской власти постигла драматическая судьба. На момент революции он входил в группу хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, и когда в начале 1920-х годов в стране развернулась масштабная кампания по изъятию и ликвидации церковного имущества, Перцов открыто выступал против. Вместе с другими активными противниками таких изъятий – священниками, учеными, представителями интеллигенции – он стал фигурантом судебного процесса над «церковниками», в ходе которого было осуждено более ста человек.

К счастью, от расстрела его спасла амнистия – в связи с годовщиной революции, смертную казнь заменили на тюремное заключение. Через несколько месяцев бывшего домовладельца освободили. Оставшиеся годы он прожил в коммуналке, а его талант и опыт выдающегося инженера советским властям почему-то оказался не нужен.

Текст: Анна Белова

Хранит свои старинные истории и память о великих людях и знаменитый московский Дом-комод.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Дом-Сказка: «В большой черной комнате стояла ванна»

В Доме-Сказке Троцкий занял квартиру одного чудака, затянувшего стены большой комнаты черным сукном и устроившего там ванную.

Началось все с другого дома, также несомненно прекрасного, который меценат и коллекционер Иван Цветков выстроил на Пречистенской набережной.

Будучи у приятеля в гостях, инженер путей сообщения Петр Перцов наслаждался видом из окна — Москва-река, Кремль, Храм Христа Спасителя — и завидовал. Конечно, он с радостью согласился по наводке Ивана Евменьевича приобрести участок неподалеку — на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, пусть и стоил тот 70 000 рублей. Тем более что, будучи покровителем искусств, давно имел мечту — построить доходный дом для творческих людей. Участок записали на жену Перцова, Зинаиду Алексеевну (потому и упоминается далее везде выстроенное на нем здание как дом Перцовой).

К возведению дома Петр Николаевич подошел основательно. Объявил зимой 1905 года конкурс с именитым жюри — Васнецов, Суриков, Шехтель, с премией в 800 рублей и условием, что последнее слово о выбранном проекте останется за ним. Задача у участников была такая: «отвечать духу и преданиям Москвы и требованиям современности».

Читать еще:  Антонович об отцах и детях.

Хоть первую премию и получил Аполлинарий Васнецов (брат), Перцовым был выбран другой даже не проект, а не совсем соответствующий условиям конкурса эскиз Сергея Малютина — здание в неорусском стиле.

Вот как описывает его Перцов: «С.В. взял в нем за основу существующую постройку — трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников. и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку — особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным — в сказочно-былинном стиле. Я пленился им».

Немалое затруднение представлял острый угол здания к переулку, но Малютин подошел к решению неординарно и решил проблему, «уклонившись от нормальной архитектурной проектировки», что внесло дополнительную изюминку. Майолику для фасада заказали артели молодых художников Строгановского училища «Мурава», бедствовавших тогда с заказами, и ни разу не пожалели. «Фронтоны на площадь и на набережную облицованы сплошь майоликой, равно как и простенки между окнами 4-го этажа на площадь. Также майоликой украшены перила балконов и углы дома. На коньке крыши над острым углом поставлена золоченая решетка со львами, а над пирамидальной крышей над зеленой башней — золоченый петух».

Дом был закончен в рекордный 11-месячный срок. В апреле 1907 года Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной. «Позднее, когда выяснилась нужда в особом зале для молодежи, — вспоминал Петр Николаевич, — к нашей квартире было присоединено подвальное помещение, в котором одно время помещался кружок артистов Московского художественного театра под названием «Летучая мышь», устраивавший свои закрытые интимные собрания по ночам по окончании спектаклей». В мае въехали первые жильцы. Среди них был и Сергей Малютин, приспособивший часть подвала под хранилище своих картин.

«Дом-сказка», как его прозвали, быстро приобрел известность, был включен во всяческие путеводители, а некоторые критики даже считали, что здание в художественно-архитектурном отношении занимает в городе второе место — после Ярославского вокзала.

Перцов прожил в своем доме 15 лет. В 1922 году он был осужден на пять лет по «делу церковников», так как являлся хранителем ценностей Храма Христа Спасителя. Однако через год освобожден, но выселен из собственного дома.

О дальнейшей судьбе здания пишет в своих мемуарах младшая дочь Петра Николаевича, Зинаида. «Наш московский дом. стал неожиданно знаменитым — в нем поселился Троцкий! Стоит рассказать, какую именно из всех московских квартир он себе выбрал. Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную. Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Позднее Троцкий переехал в нашу личную квартиру, представлявшую из себя особняк в 4 этажа, и — уже в изгнании — я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким для дипломатического корпуса. Дипломат восторгался его замечательным вкусом!»

С середины 1970-х годов в Доме-сказке находится Главное управление дипломатическим корпусом МИД России.

Источники:

http://www.yourmoscow.ru/city/structure/house_persova
http://kulturologia.ru/blogs/021018/40731/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a242c28f0317391aff12a97/5bed58820d576b00a9fd0c4f

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Банк кукуруза
Добавить комментарий