Повесть об Ассоль «Алые паруса» сам писатель Александр Грин назвал феерией. Самое поэтическое произведение, пропитанное солнечным светом и любовью к людям, было написано им в сложный период жизни. Мог ли он предположить, что оно станет его визитной карточкой и почти каждый мальчишка будет грезить дальними морскими путешествиями, а каждая девочка — мечтать о юном капитане, который приплывет однажды и за ней?
История создания
Сидя в холодной комнате, изредка поглядывая в окно на унылый, холодный и полуголодный Петроград 1920 года, Александр Грин создавал солнечную феерию «Алые паруса» об Ассоль, которая станет для многих символом мечты. Изначально писатель планировал назвать свое произведение «Красными парусами», но не стал, дабы суровые цензоры не сочли неподобающим применение этого «революционного» цвета. Сам Грин любил красный цвет и ничего политического в нем не видел: «Цвет вина, рубина и зари, маленьких мандаринов, пахнущих острым маслом. Цвет этот всегда весел и точен».
«Алые паруса» хорошо встретили и читатели, и критики. Даже «Красная газета» писала, что это «милая и лазурная, как море, сказка создана для отдыха души». Но подлинным гимном этому произведению стали открывающиеся по всей стране клубы молодежи, кафе и рестораны, детские центры и танцевальные студии под названием «Алые паруса». Именно тогда имя замечательного писателя стало известно каждому советскому человеку. Миллионы читателей сопереживали девочке с необычным именем Ассоль и восхищались капитаном Грэем, увозящим ее на своем корабле.
Кратко о сюжете
В основе феерии два образа – Артур Грэй и юная Ассоль. Девочка не помнит своей мамы и живет с отцом, который мастерит игрушечные кораблики и продает. Как-то девушка пошла в город с отцовскими игрушками. Среди них была и маленькая яхта с шелковыми алыми парусами. И сказочник Эгль, которого она встретила по пути, сказал, что однажды в порт придет корабль под алыми парусами, и Ассоль уплывет с прекрасным принцем. Об этом разговоре вскоре узнали в городе и над несчастной Ассоль стали все смеяться, называя ее чуть ли полоумной. Но девушка мечтала, верила и ждала. «Счастье сидело в ней пушистым котенком» — если нужно охарактеризовать Ассоль цитатой из «Алых парусов», эта фраза подойдет как нельзя лучше.
Артур Грэй вырос в богатстве и роскоши, но мечтал стать капитаном — в пятнадцать лет убежал из дома навстречу своей мечте. Несколько лет плавал простым моряком, постигал морские науки, а потом стал капитаном. Однажды случайно увидел Ассоль, и ему рассказали, что эта странная девушка грезит о корабле с алыми парусами. Артур зашел в порт на таком корабле. Все жители города сбежались смотреть на чудо. Услышала об этом и Ассоль. Девушка прибежала в порт, и капитан Грэй увез ее, как и предсказывал старый сказочник.
Ассоль
Имя главной героини стало нарицательным — так называют романтичных и открытых девушек. Вера в любовь и Ассоль стали синонимичными понятиями. Образ и характеристика Ассоль из «Алых парусов» помогут разобраться, так ли это на самом деле.
Впервые читатель знакомится с восьмимесячной малышкой Ассоль. Когда она осталсь без мамы, три месяца за ней ухаживал старый и добрый сосед, ожидая, пока ее отец-моряк вернется домой. Ради нее он оставит море и займется воспитанием дочери, доброе личико которой у него вызывало улыбку. Загоревшая и худенькая, с кроткой улыбкой и темными глазами, она напоминала ласточку в полете. Жили они небогато, девушка одевалась всегда скромно и бедно. Но дешевая одежда не стала помехой для восхищенных взглядов — редкий прохожий не удивлялся красоте Ассоль.
Жили они недалеко от моря, в небольшом домишке, в котором Лонгрен, отец девушки, и мастерил свои кораблики. Ассоль подросла и стала ему помощницей – носила на продажу отцовские поделки. Жили они бедно, но Лонгрен души не чаял в своей доченьке. Образ Ассоль в «Алых парусах» приятен: скромная девушка, которая даже роскошные локоны прятала под косынкой. Жители Каверны ее сторонились, их отпугивала ее необщительность и проницательность, скрытая в глубине очаровательных глаз.
Наедине с природой
После случая с Меннерсом, когда отца Ассоль обвинили чуть ли не в его гибели, к их семье стали относится настороженно и сторонились. Близким окружением для девушки стала природа. Она разговаривает с деревьями, как с друзьями. В отличие от людей, они всегда рады ей и встречают ее шелестом листьев. Одиночество сделало свое дело: Ассоль стала робкой и редко улыбалась. У нее чувствительная душа, она готова помочь первому встречному и тяжело переживала обиды, нанесенные ей.
Девушка научилась всему сама – шить, готовить, убирать, экономить весьма скудный бюджет. Отец научил дочку читать и писать, и книги стали спутниками ее жизни. С ними она стала мечтать. Сказка об алых парусах, которую она услышала от доброго Эгля, прочно поселилась в душе девушки. Над ней все смеялись, но она, верная мечте, ждала корабль. И он пришел. Как в песне Ассоль («Алые паруса»): «Надо лишь только поверить, сильно поверить в мечту».
Артур Грэй
Юный капитан Артур Грэй – романтик, сумевший воплотить мечту девушки в реальность. Маленький юнга, обдуваемый свежим морским ветерком, возмужал и стал красавцем-мужчиной с крепкими мускулами. Аристократическую бледность сменил красивый загар, прошла юношеская беспечность, стали ловкими и сильными работящие руки. Единственное, что осталось от беззаботного детства – это внешность и осанка графа. Он немногословен, но умен и прекрасный рассказчик: его речь «как морская струя» с переливающимися серебряными рыбками.
В убогом домике выросла Ассоль, в «Алых парусах» Грэй – полная ей противоположность. Вырос он в замке и с детства был необычайно пытлив. Отец – важный чиновник, а Лилиан, мать Артура, занималась воспитанием сына, любила его и баловала, поощряя все его причуды. Он бегал босиком, где вздумается, приводил в дом бродячих собак, мог отдать последнее первому попавшемуся человеку. Заступался за прислугу и жалел бедных, стараясь ничем не выделяться. Рос щедрым и благородным, без сожаления расставаясь с накопленными монетами.
Юный капитан
Роскошь и богатство не испортили этого живого юношу с трепетной душой. Он много читал, верил в чудеса и искал возможности для подвига. Пытливый ум и проницательность помогли ему стать хорошим моряком, он выбирал неожиданные маршруты и давал команде на отдых много времени. Спокойный и выдержанный внешне, он скрывал от всех свое сердце, в котором, словно птица, жила мечта. В море он влюбился еще в раннем детстве, когда в книжке увидел корабль. С того момента поставил цель – стать капитаном, и уверенно шел к ней.
Родители думали, что мальчишеское увлечение растает словно мираж. Но Артур, стиснув зубы, постигал морскую науку. В 20 лет он стал капитаном собственного корабля «Секрет». Воспитанный в благородном семействе, капитан Грэй не шел на сделки с совестью. Члены его корабля не занимались контрабандой, и отношения в их команде были, как в большой и дружной семье. Капитана уважали, он требовал от всех порядка и аккуратности, но и сам соблюдал дисциплину, делал все неторопливо и обдуманно. Мечтатель и романтик, услышав о мечте девушки, приплыл за Ассоль с алыми парусами на мачтах.
Читать еще: Автобиографические произведения горького. Детство
Добрая сказка
Смысл этой повести в том, что человек сам может стать источником собственного счастья. Это, наверно, известно многим. Но чтобы достичь цели и упиваться солнечным океаном, иногда приходится быть не как все, не следовать за большинством. Задача, посильная для всех слабых. Но чтобы достичь истинного счастья, нужно стать источником счастья для других. Уйдя в открытое море, герои повести не открыли читателю секрет счастья, — автор оставил его за бескрайним горизонтом океана, куда отправились Ассоль и Грей. «Алые паруса» — это путь к счастью; мечта, которая сбылась.
«Алые паруса» — сказка, которая сбывается
«Алые паруса» — сказка, которая сбывается (А. Грин «Алые паруса»).
Цели: 1) познакомить учащихся с удивительными героями повести;
научить выделять в произведениях сказочное и реальное;
ввести понятия из теории литературы: феерия,
феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
2) развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
развивать коммуникативные навыки, творческие способности учащихся;
формировать умение делать самостоятельные выводы;
3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему,
добру, красоте, целеустремленность, волю, мужество,
твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в
повесть-феерия «Алые паруса»;
портреты Ассоль и Грэя;
изображение корабля с алыми парусами;
выставка книг и детских рисунков;
Эпиграф: « Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,
дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе,
о преодолении одиночества, о вечном поиске
понимания и добра» (В. Амлинский)
1.Оргмомент. Проверка учителем готовности учащихся к уроку.
— Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.» Я желаю вам успеха.
Слайд 1: заставка «Солнечный день»
2. Вступительное слово учителя.
— Каждый урок по изучению того или иного художественного
произведения традиционно начинается с биографии писателя.
Вы уже знакомились с биографией А. Грина.
Сегодня мы вспомним о его жизни и творчестве, а также
встретимся с удивительными героями повести «Алые паруса»
Слайд 2: портрет Грина1
— Я хочу начать урок словами поэта В. Саянова:
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С соленой, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
— Ребята, почему поэт называет Грина сказочником?
— О какой стране говорится в стихотворении?
— Гринландия – так называется эта сказочная страна, где живут
люди честные и добрые, сильные и мужественные, умеющие
по-настоящему дружить и любить. Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда ее героев, способных на чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви.
Слайд 3: Звёздное небо с яркой звездой.
Ведь, если звёзды зажигают-
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер
Над крышами зажигалась хоть одна звезда!
— И вот в 1985г на небосклоне загорелась новая звезда. Академия наук СССР назвала планету № 000 Солнечной системы «Гриневия» в честь А. Грина. И он это по достоинству заслужил:
Он пришёл на время, ненадолго,
Он пришёл, чтоб нас предупредить-
Разобьётся сердце на осколки,
Если мы разучимся любить…
3. Рассказ о Грине. На фоне музыки:
Слайд 5: портрет Грина 2.
а)- А. Грин – человек с тяжелой и мучительной жизнью, создал в
своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств. Он был суровый сказочник
и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах цветов и свежие, печальные ветры.
« Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,
дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе,
о преодолении одиночества, о вечном поиске
понимания и добра» (В. Амлинский)
б) – Вглядимся в портрет писателя. Послушаем, каким видели его современники.
Чтение учениками высказываний.
«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся. Он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к лицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие» ( Э. Арнольди)
«Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир»
-Чаще всего именно таким воспринимали Грина современники.
И только очень внимательный человек прочтет в выражении больших, устремленных куда-то глаз упрямую надежду, глубокую веру в мечту.
в) – творческий путь А. Грина продолжался с 1900г. по 1932. За
это время он создал около 500 произведений (повести, романы, стихи). Обращение к выставке книг.
— Чудеса реальны не только в его прозе, но и в жизни тех, кто соприкасался с его творчеством. И каждый читатель, полюбивший творчество Грина, держит в своем сердце его слова, как завет жизни:
«Когда душа человека таит зерно пламенного растения-чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии».
-«Сказка нужна не только детям, но и взрослым,- писал о Грине Паустовский.- она вызывает волнение – источник человеческих страстей. Она показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь».
А поэт Чичибабин так выразил свое отношение к творчеству Грина
1) Шесть русских прозаиков, которых я взял бы с собою в пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин
и – Александр Грин.
2) Какой мне юный мир на старость лет подарен!
Кто хочешь приходи – поделим пополам.
За верность детским снам, о как, я благодарен
«Бегущей по волнам» и «Алым парусам».
3) И если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнет чужим, и кров ваш обречен,
Послушайтесь меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьём!
г) – путь писателя в небесных координатах бесконечен, как вектор.
Однако в земном измерении есть чётко обозначенные точки начала и конца судьбы. Для Грина истоком стал г. Вятка. А последним пристанищем – Феодосия.
Слайд 7. «Восход солнца в Феодосии».
-Умер в расцвете сил, ему еще не исполнилось 52 года. Умер, не узнав радости признания.
Слайд 8,9. «Музей в Феодосии».
— На экране вы видите Дом – музей А. Грина в Феодосии.
Вызывает интерес историческая справка:
« В 1944г. когда еще Крым и другие наши земли находились в руках фашистских захватчиков, издательство «Военмориздат» решило выпусить книгу «Алые паруса» А. Грина. (Слайд 10)
Книга вышла и попала на корабли и в части морской пехоты. Её издали в тот год, когда с бумагой было так плохо, что в стране не выпускались школьные тетради. Её издали специально для тех, кто каждый день идет на смерть. Тогда издавали только те книги, которые были способны вдохновить на подвиг».
Читать еще: Старше века. Скончался Борис Ефимов
-Как вы думаете, почему решили издать именно эту книгу?
( человек, который верит в мечту, борется за неё, в состоянии преодолеть все трудности на своем пути).
4. Работа над повестью.
-Сам автор – «Алые паруса» назвал феерией – сказочным волшебным действом. В словаре Ожегова жанр феерия обозначен так:
Феерия – (фр. Fее – фея, волшебница) – жанр спектаклей в которых обычно изображаются фантастические или необыкновенные происшествия.
— Случайно ли название «Алые паруса»?
— Как появился такой удивительный образ в воображении писателя?
( Это результат сильного впечатления от увиденного однажды в витрине магазина игрушек лодочки с острым парусом из белого шёлка: «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того —
алого цвета, потому, что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами я увидел цель его бытия»)
Слайд 12. Лодка с алыми парусами.
-Итак, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь,- это символ красоты, « духовного отражения».
Язык Грина яркий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капельке отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот удивительный мир.
Слайд 13. Книга «Алые паруса».
В) –Когда пересекаются судьбы героев?
(Ассоль 17 лет, Грэю 24 года)
Слайд На обложке книги Ассоль и Грэй.
Слайд Бриг Меркурий, шум моря.
-Юный капитан Грэй на своём корабле «Секрет» странствовал по свету. Судьба привела его к берегам Каперны, где жила Ассоль со своим отцом.
Слайд Корабль у берега.
— Она помнила предсказание Эгля. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами.
Слайд Ассоль на берегу моря.
— Однажды Грэй, бродя по каменистому берегу, увидел спящую Ассоль. Он не знал ни её, ни её имени, ни тем более, почему она уснула на берегу, но был этим очень доволен.
Фрагмент фильма 1.
— Этот эпизод можно считать таким элементом сюжета, как завязка действия.
— Какие чувства испытывает герой, глядя на спящую Ассоль?
( любовь с первого взгляда)
— Какой поступок он совершает под влиянием этого сильного чувства? ( снял с пальца старинное дорогое кольцо и бережно надел его на мизинец девушки).
— Что значит кольцо для Ассоль?
( знак близкого счастья).
— Ребята, как вы думаете, случайно ли встретились эти герои в жизни? Чем они похожи?
( оба одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками, понимают и любят всё живое на земле, добры и бескорыстны, трудолюбивы, верят в мечту).
— Грэй узнает о необычной мечте Ассоль, и эта мечта завладела воображением юноши. Он стал готовиться к встрече с ней.
Каким образом наш герой претворяет мечту девушки в жизнь?
Почему он это делает?
( У Грина мечта и действительность всегда вместе. Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль).
— Обратите внимание на то, как Грэй тщательно выбирает цвет материи для паруса. Почему именно алый?
( в этом цвете тёплое, нежное, самое святое чувство на земле — любовь)
« Я еду к жене. Она ещё не жена, но будет ею. Алые паруса нужны мне, чтобы издали, как условлено с нею, она заметила нас.»
Слайд Грэй на корабле.
— Но перед тем, как встретиться со своим счастьем, Грэй произносит прекрасные слова о том, что значит « чудеса делать своими руками». Найдите эти строки и прочтите. ( дети читают отрывок)
Фрагмент фильма 2.
— Этот эпизод считаем кульминацией феерии-самой напряженной, высшей точкой сюжета.
— Да, уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.
— Какой сценой заканчивается феерия Грина?
( Команда и Грэй пьют вино из заветного бочонка, на котором написано: «Его выпьет Грэй, когда будет в раю».)
— Теперь всем понятно, что рай для Грэя – осуществление мечты и любовь к прекрасной девушке.
-Закрыта последняя страница романа. Много сказано о нём, о его героях, о писателе, создавшем удивительную сказку.
Слайд Обложка книги «Алые паруса»
— Подведем итог наших размышлений.
— Какие нравственные вопросы ставит писатель перед нами? Чему он учит нас своим произведением?
( Быть добрыми, не озлобляться, совершать благородные поступки, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно. Он зажигает в наших сердцах огонёк надежды, веры в людей, в чудеса).
6. Заключительное слово учителя.(На фоне музыки)
Слайд. Корабль с алыми парусами.
-«Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, стремиться осуществить задуманное. Всем своим творчеством Грин утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути. Грин всегда живёт в сердцах своих читателей, помогая отыскивать в людях добрые начала, утверждать на земле Веру в мечту, Надежду на лучшее и настоящую человеческую Любовь.
Интегрированный урок литературы и музыки «Алые паруса» Александра Грина – сказка, которая сбывается
Интегрированный урок литературы и музыки
«Алые паруса» Александра Грина –
сказка, которая сбывается
Учителя: Юдинцева Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Сергеева Александра Анатольевна, учитель музыки
Цель урока: познакомить учащихся с удивительными героями повести;
научить выделять в произведении сказочное и реальное;
ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть,
развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
показать роль музыки в художественном произведении
записи музыкальных инструментов
презентация «Сказка, которая сбывается»
В ходе урока используются эпиграфы:
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.
. Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше»
Исполнение песни «Ребята, надо верить в чудеса» (Слайд 1)
Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорим о том, что в нашей жизни могут сбываться некоторые сказки, но сначала давайте познакомимся с биографией великого мечтателя – Александра Грина.
ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) [11 (23) августа 1880, Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область) — 8 июля 1932, Старый Крым], русский писатель.
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет.
Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать.
Читать еще: Княжна тараканова где находится картина. Обо Всём
В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева»
В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» — первое подлинно романтическое произведение Грина. (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918).
В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград
Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921) (Слайд 4)
В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 — «Бегущая по волнам».
С 1924 жил в Феодосии (Слайд 5) (Слайд 6)
в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался.
3. История создания повести «Алые паруса» (Слайд 7)
Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести — Ассоль и Грей — обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами.
Словарная работа (Слайд
ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),
1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
1. Найти сказочное и реальное в повести
2. Ответить на вопрос: Почему «Алые паруса» — это сказка, которая сбывается?
5.Самоконструкция (Слайд 10)
Записать в тетради слова алый и любовь и ассоциативный ряд к ним.
Учащиеся записывают слова, затем читают их вслух, дополняя свои
списки теми словами, которые предложили одноклассники. Наиболее значимые слова подчеркивают.
«Алые паруса» — олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть под алым парусом — значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.
6. Работа в группах
Эгль (вопросы для обеих групп) (Слайд 11)
Чем Эгль похож на сказочного героя?
Как автор изображает Эгля?
Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)
— Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?
I группа (Слайд 12)
Какой вы представляете себе Ассоль?
Почему Ассоль растет без подруг?
О чем вам говорит ее имя?
Какой прием использует Грин в описании внешности Ассоль?
Черты характера Ассоль?
Похожа ли жизнь героини на сказку?
Работа с иллюстрациями. Создание герба.
II группа (Слайд 13)
Что мы знаем о жизни Грея?
Какие поступки, совершенные им в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?
Почему Грэй решает стать капитаном?
Случайно ли название шхуны «Секрет»?
Как герой воспринял сказку об алых парусах ?
Работа с иллюстрациями. Создание герба. (Слайд 14)
7. Защита проектов
8 .Музыка в произведении.
Одним из способов объединения в единое целое у А. Грина является музыкальное творчество. Из отдельных мелодий – человеческих душ – создается музыка в стране А. Грина. Именно музыка в произведениях А. С. Грина является критерием оценки героев. Способностью понимать музыку писатель наделяет «светлые», чистые души. Таковы его герои Ассоль, Грей. В феерии «Алые паруса» А. С. Грин тоже противопоставляет «светлые» и «темные» души. Ассоль — «светлая» душа. В этой душе постоянно звучит музыка, прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти корабль, предсказанный Эглем. Ассоль жила в своем музыкальном мире: «…ее голова мурлыкала песенку жизни»
А. С. Грин противопоставляет чистой, «светлой» , музыкальной душе Ассоль обитателей деревни Каперны, в которой жила девушка. В произведении это различие высказывает Эгль, «известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок». Эгль говорит Ассоль: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той [Каперне] целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…». Эгль замечает, что в деревне живут злые люди, не чувствующие музыки, люди.
А. С. Грин сравнивает Ассоль со скрипкой, заглушаемой более ярким, медным, прямым звуком трубы – жителями деревни.
Для Грэя мир тоже был полон музыки. Предлагая Дуссу собрать оркестр, Грэй говорит: «Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, – в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят с эстрады своими замысловатыми шумами, — нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов» . Музыка для Грэя – сама жизнь, а не теория. Музыка может задеть струны души только тогда, когда она исполняется людьми, знающими жизнь, исполняющими мелодию от сердца и тонко чувствующими. А. С Грин сравнивает Грэя с Орфеем.
А. С. Грин относит музыку к высшему духовному началу, к которому должны стремиться люди.
Выступление ученицы с творческим заданием «Музыка в повести «Алые паруса»
9. Исполнение песни «Алые паруса»
10. Звучит стихотворение Б. Чичибабина «Памяти Грина»
Шесть русских прозаиков, которых я
Взял бы с собой в пустыню, это:
Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,
Пришвин и – Александр Грин.
Какой мне юный мир на старость лет подарен!
Кто хочет, приходи – поделим пополам.
За верность детским снам о, как я благодарен
«Бегущей по волнам» и «Алым парусам»…
Суди меня, мой свет, своей улыбкой тёмной,
Жеватель редких книг по сто рублей за том:
Мне снится в добрый час тот сказочный бездомный,
Небесную лазурь пронесший сквозь садом…
По камушкам морским он радости учился,
Весь заслан синевой, — уж ты ему прости,
Что в жизни из него моряк не получился…
Но если вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнет чужим, и нрав вам обречен,
Послушайтесь меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьем.
11. Рефлексия (Слайд 15)
— Почему сбылась мечта Ассоль?
— Почему Ассоль и Грей дождались своего счастья?
12. Творческое задание (Домашнее задание) (Слайд 16)
Мини-сочинение на тему: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить», «Герои А. Грина в моей жизни», «Что мне дало знакомство с произведением А. Грина
(Слайд 17) Ребята, надо верить в чудеса!
Источники:
http://www.syl.ru/article/382664/grey-i-assol-alyie-parusa-a-grina-mechta-kotoraya-sbyilas
http://pandia.ru/text/78/199/17548.php
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/integrirovannij_urok_literaturi_i_muziki___________210800.html