Снятие
Головка блока цилиндров может сниматься и без снятия двигателя.
Дефектная прокладка головки цилиндров опознается по потере мощности, снижению уровня охлаждающей жидкости и по наличию охлаждающей жидкости в моторном масле.
Отключите провод «массы» от аккумуляторной батареи. Слейте охлаждающую жидкость. Снимите воздушный фильтр.
Отверните от головки блока цилиндров опору генератора.
Отсоедините от головки блока цилиндров и от карбюратора водяные шланги.
Отсоедините трос акселератора, защелку троса не снимайте.
Снимите шланг вакуумного усилителя тормозной системы. Промаркируйте липкой лентой и отсоедините топливные трубки от топливосборника.
Отсоедините от карбюратора (если это карбюраторный двигатель) электрические провода. Отверните от коллектора теплоотвод. Снимите выпускную трубу с выпускного коллектора. Снимите верхний кожух зубчатого ремня.
Освободите натяжной ролик и снимите зубчатый ремень с зубчатого шкива распределительного вала.
Промаркируйте и отсоедините электрические провода от выключателя давления масла и от датчика температуры.
Отсоедините наконечники свечных проводов.
Отсоедините от карбюратора вакуумный шланг, идущий к распределителю зажигания.
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Отверните хомут крепления вакуумного шланга на головке блока.
Выверните болты головки блока с помощью ключа для болтов с головками с внутренними многогранниками (например HAZET 990 Slg-12).
ВНИМАНИЕ! Болты отпускайте в последовательности, обратной их нумерации (рис. 169).
Рис. 169. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров
Снимите головку блока цилиндров, прокладку головки блока цилиндров и положите головку блока на два деревянных бруска.
Установка
Перед установкой удалите соответствующим скребком с привалочной плоскости головки и блока цилиндров остатки уплотнения. Не допускайте попадания грязи в отверстия в блоке цилиндров.
Проверьте головку с помощью стальной линейки на наличие коробления.
Отклонение от плоскостности не должно превышать 0,1 мм.
Допустимый размер обработки головки цилиндров: минимально допустимая высота, измеренная между плоскостью стыка головки блока с блоком цилиндров и плоскостью установки крышки клапанного механизма, – не более 32,6 мм.
Убедитесь в отсутствии трещин на головке блока цилиндров в местах между седлами клапанов или между седлом клапана и первым витком резьбы отверстия под свечу зажигания. При ширине трещин менее 0,5 мм головка блока может продолжать эксплуатироваться или ремонтироваться без уменьшения ее срока службы.
Обязательно замените прокладку головки блока цилиндров.
Надпись «oben» («верх») должна быть обращена к головке цилиндров, прокладку головки цилиндров накладывайте без уплотняющей массы.
Изготовьте направляющие штифты для центрирования головки цилиндров, отпилив головки у старых болтов головки цилиндров и прорезав шлицы под отвертку.
Вверните направляющие штифты в отверстия 8 и (см. рис. 169).
Проверните вал за шкив коленчатого вала в положение, при котором все поршни располагаются примерно на одинаковой высоте.
Установите головку блока цилиндров.
Установите и подтяните вручную остальные 8 болтов головки блока.
Выверните отверткой направляющие штифты, вставьте и подтяните вручную оставшиеся 2 болта головки.
ВНИМАНИЕ! Подтяжку болтов головки цилиндров следует производить очень аккуратно. Болты головки цилиндров затягиваются на холодном двигателе.
Подтяжка болтов головки цилиндров производится за четыре прохода. На каждом проходе болты головки цилиндров подтягиваются в последовательности с 1 по 10 (см. рис. 169):
1- й проход: с динамометрическим ключом до 40 Нм;
2- й проход: с динамометрическим ключом до 60 Нм;
3- й проход: 1/4 оборота (90 градусов) жестким ключом без остановки;
4- й проход: 1/4 оборота (90 градусов) жестким ключом без остановки.
Оцените угол доворота болтов. Поставьте ключ вдоль оси головки блока и поверните его за один проход до положения ключа либо поперек оси головки (90 градусов), либо вдоль оси головки с другой ее стороны (180 градусов).
Дальнейшая сборка осуществляется в порядке, обратном разборке.
Источник: