ЖИВОПИСЬ — один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.
Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я , ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.
Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я ( больших размеров, связана с архитектурой — это фреска и мозаика ); с т а н к о в а я ( на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения ); т е а т р а л ь н а я ( декорации для спектаклей ); м и н и а т ю р а ( очень малых размеров, на шкатулках, медальонах ).
Цвет — основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым ( локальным ) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным — эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.
Кроме того, живопись делится на жанры :
- Бытовой ( очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
- Исторический ( изображение реальных исторических событий )
- Портрет ( изображение человека; различают — п а р а д н ы й портрет, где главное — внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й , где главное — передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю , но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
- Батальный ( изображение военных действий, сражений )
- Пейзаж ( изображение картин природы, морской пейзаж называют » марина» )
- Натюрморт ( в буквальном переводе с французского «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
- Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
- Анималистический ( редкий жанр, изображение животных и птиц );
- Интерьер ( изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).
Графика — рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики — это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.
Скульптура — объемный вид изобразительного искусства. — главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф — это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины — лепка, из камня — высекание, из дерева — вырезание, из металла — отливка.
Читать еще: Юная революционерка Утэна. Юная революционерка утэна
Декоративно — Прикладное искусство ( сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).
Архитектура — не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура — это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре — «Прочность. Польза. Красота.» И все это взаимосвязано.
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.
Автопортрет — портрет художника,
Абстракционизм направление
Алебастр — , употребляемый для различных поделок.
(«империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как Он предполагает
Амфора — античный глиняный сосуд ; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.
Ансамбль — оформленная как
Антитчность — культура
Арабески — арабский орнамент
Акварель — живопись водяными красками, краска.
Арка — проемов в стене ( окон, дверей, ворот ).
Аркада — опирающихся на колонны или столбы дугообразных
Архаика, Классика, Эллинизм — периоды в искусстве Древней Греции.
Архаический — древний.
Анималистический — жанр живописи, изображение
Аппликация — украшение, узор или рисунок,созданный путем цветных кусочковткани или бумаги.
Бюст — скульптурное изображение человека:
Биеннале — выставка через каждые два года.
База — основание, нижняя часть колонны.
Базилика — продолговатое здание причем средняя — выше других.
Барельеф — скульптурное изображение, слегка
Барокко — художественный стиль, буквально с итальянского Художественная задача — пышностью, иногда в ущерб чувству меры.
Ведута — сельский или городской пейзаж,
Витраж — выполненная декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.
Возрождение ( с ит. РЕНЕССАНС) — величайший в историии человечества.
Волюта — часть капители
Высокий ренессанс — расцвет эпохи Возрождения.
Галерея — длинный торжественный проход , соединяющий отдельные дворцовые помещения; — место расположения произведений искусства
Гармония — созвучие
Глазурь — стекловидное покрытие на керамических изделиях.
Гемма — камень с вырезанным углубленным изображением.
Готический стиль — средневековый стиль в архитектуре, здания легкие,
Графика — вид изобразительного искусства.
Гравюра — печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография ) или металлическую ( офорт ) доску, на камень (литография ), линолеум (линогравюра ).
Дорический, Ионический, Коринфский— ордера, стили Древней Греции.
Драпировка — ткань, художественно уложенная в складки
Живопись — вид изобразительного искусства.
Импрессионизм (в переводе с французского «впечатление») — художественное направление в искусстве. Художник изображает с помощью наподобие запятых.
Инталья — резной камень изображением.
— мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели
Камея — резной драгоценный или полудрагоценный камень с изображением.
Классицизм — художественный стиль, в переводе с латинского взявший за идеал традиции я. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.
Читать еще: Памятник Фёдору Достоевскому у здания РГБ.
Карниз — по краю крыши.
Капитель — часть колонны.
Капелла — небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах
Кватроченто — период
Кубизм направление
Лессировка слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.
Масло, Масляная живопись — живопись масляными красками.
Мозаика — техника в живописи, изображение из
Нэцке — миниатюрная скульптура.
натюрморт — жанр живописи, изображение
Пагода — буддийский
Пастель — живопись специальными
Пилоны — , поддерживающие перекрытие.
Псевдоготика — возрождавшая архитектурные формы готики.
Поп — Арт — направление
Рельеф — скульптурное изображение,
Романский стиль — средневековый стиль в архитектуре, здания
Романтизм — европейский художественный стиль, предполагает отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.
Свод — потолок.
Скульптура — вид изобразительного искусства.
Символизм — направление в живописи
Сюрреализм направление
Темпера — краска, разведенная
Треченто -Предвозрождение.
Фронтон — деталь под крышей с двух сторон.
Фриз — украшения вдоль перекрытия.
Фреска — живопись
Фовизм направление
Футуризм направление
Холст — ткань, прогрунтованная, для масляной живописи.
Икона — в православных странах.
Нимб — над головой святых, символ света вечности.
Лемех(чешуя) — , подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.
Парсуна( персона) — портреты , схожие с иконописью.
Пастораль — картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.
Эстетика — наука о
Экспрессионизм направление
Живопис фреска. Термины и понятия в искусстве
Фреска (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, — одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).
Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась «чистая» фреска («буон фреско») без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).
Читать еще: Ремизов «Крестовые сестры.
В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.
Значение слова ФРЕСКА в Словаре терминов изобразительного искусства
— (от итальянского fresco — свежий) техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, — одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашеной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дробленые кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зеленый кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски, киноварь, синие, а иногда и черные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъема достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот прием был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве многих стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI века в Италии распространилась «чистая» фреска без применения темперы. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX веке к фреске обращались отдельные художники (представители стиля «модерн» и др.). В технике фрески работали многие прогрессивные художники XX века (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).
(Илл. Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан.)
Словарь терминов изобразительного искусства. 2012
Источники:
http://cvetamira.ru/terminy-i-ponyatiya
http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2750-fresco
http://slovar.cc/isk/term/2478059.html